+0.19%
41.83
+0.60%
77.6095
+0.45%
90.4189
-0.15%
1.1650
-0.39%
1864.75

Банки сообщили о проблемах при передаче данных о должниках коллекторам

8 августа, 10:50
78
Вступившие в силу в июле изменения в законодательство требуют от кредитных организаций публиковать информацию о должниках в Федеральном реестре, но необходимые сведения, как показала практика, у них есть далеко не всегда
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
С 1 июля россияне, согласно федеральному закону № 377, который вносит изменения в регулирование деятельности по взысканию просроченной задолженности, получили возможность узнавать о передаче своих долгов коллекторам через Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). Однако не все кредитные организации могут загружать на него соответствующие данные — об этой проблеме РБК сообщили в Национальном совете финансового рынка (НСФР), самом Федресурсе и подтвердили в нескольких кредитных организациях.
Внесение полных данных о должнике в базу Федресурса — обязательный этап передачи задолженности на взыскание согласно вступившим в июле в силу положениям 377-ФЗ. Для заполнения профиля клиента нужны его полное имя, паспортные данные, место жительства и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). В июле примерно половина организаций из тех, что пытались опубликовать сведения о должниках, сообщили об отсутствии у них данных об ИНН заемщиков, сообщил руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин. «Среди них практически все — или банки, или микрофинансовые организации», — уточнил он.
По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в 2019 году банки передали коллекторам долги по агентской схеме на 545 млрд руб., а за пять месяцев 2020 года — еще на 253 млрд руб.
Почему у банков нет нужных данных
  • До начала обслуживания клиента банк обязан идентифицировать его, но ИНН не является обязательным атрибутом для этого, пояснил представитель Сбербанка. Банк не имеет информации об ИНН части клиентов, признал он, но долю таких заемщиков не раскрыл.
  • На такую же проблему указал представитель МТС-банка: «Типовые формы и ранее содержали поле для указания ИНН, но его заполнение не было обязательным».
  • Налоговый идентификатор никогда не был нужен банкам: их, как правило, интересует СНИЛС для получения данных из Пенсионного фонда, отметил президент НАПКА Эльман Мехтиев. По его словам, в 2019 году до 80% клиентов банков не предоставляли ИНН.
Наверх