-6.60%
25.06
+1.73%
78.8122
+2.74%
87.8204
+1.00%
1.1143
-0.53%
1630.60

«Кредитное здоровье» россиян вернулось к докризисному уровню

17 февраля, 06:50
64
Индекс кредитного здоровья населения в конце 2019 года заметно вырос и вернулся к максимумам пятилетней давности, подсчитали в НБКИ. Это говорит о сокращении числа «плохих» заемщиков, но эксперты допускают рост дефолтов в будущем
Фото: Илья Наймушин / Reuters
В четвертом квартале 2019 года индекс кредитного здоровья россиян вырос до 96 пунктов — это на четыре пункта выше, чем в предыдущем квартале, и сравнимо с уровнями конца 2014 года, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ; есть у РБК). Таким образом, показатель вернулся к отметкам до декабрьского кризиса 2014 года, когда на фоне падения цен на нефть и обвала курса рубля регулятор резко поднял ключевую ставку до 17% годовых.
Индикатор, отражающий долю «плохих» заемщиков, последние пять лет находился ниже этой отметки и не возвращался к уверенному росту: улучшение фиксировалось лишь в середине 2018 года, но тогда индекс увеличился всего на два пункта, до 94 пунктов, а затем все равно снизился.
Кто и как измеряет «кредитное здоровье» россиян
НБКИ, которое входит в тройку крупнейших бюро на российском рынке, публикует динамику индекса кредитного здоровья (Credit Health Index) с октября 2008 года. Расчеты на основе почти 430 млн кредитных записей делают аналитики американской компании FICO, которая специализируется на скоринге и прогнозировании поведения заемщиков.
Показатель отражает долю «плохих» заемщиков (bad rate) среди их общего числа. «Плохими» считаются клиенты, допустившие просрочки по ссудам более чем на 60 дней в течение последних шести месяцев. Исходное значение индекса было установлено на уровне 100 пунктов, что эквивалентно bad rate на уровне 11,28%. Индикатор масштабирован так, что его сокращение на 20 пунктов означает, что доля «плохих» заемщиков в системе удвоилась, отмечается в исследовании.
Индекс кредитного здоровья — более комплексный показатель, чем просто уровень просроченных кредитов, говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков: «Считаются не портфели, а заемщики. При этом берется не «срез» на дату, а поведение заемщиков за предыдущий период. Если человек выходил в просрочку свыше 60 дней за последние шесть месяцев хотя бы один раз, но потом вернулся в нормальный график, по методике он все равно расценивается как испытывающий проблемы с обслуживанием».
Наверх