-0.05%
64.70
-1.25%
62.7432
+0.53%
70.2216
+0.53%
1.1192
-0.03%
1469.53

«Они продали три капучино, эспрессо и латте. Один — вам»: Мишустин показал FT, как Россия воплощает «мечту налоговика»

30 июля, 00:40
195
Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин показал журналисту Financial Times систему, которая позволяет ведомству отслеживать все сделанные россиянами покупки в реальном времени. Тот остался под впечатлением и назвал ее «будущим налогового администрирования»
Financial Times первым из западных СМИ ознакомилось с созданной ФНС системой, собирающей данные о розничных операциях с онлайн-касс по всей России в режиме реального времени. Об этом говорится в статье «Роль России в создании налоговика будущего». Систему автору статьи в офисе ФНС демонстрировал лично глава налоговой службы Михаил Мишустин.
Сначала, как описывает журналист, Мишустин спросил у него, где он остановился в Москве. Получив ответ, помощник главы ФНС вывел на интерактивную карту на огромной видеостене названный отель «Будапешт». «Кофе заказывали?» — продолжил глава ФНС. После этого на экран вывели все чеки за еду и напитки, которые гости отеля заказывали предыдущим вечером. «Смотрите, они продали три капучино, один эспрессо и один латте. Что-то из этого — ваше», — объяснил Мишустин, и оказался прав, признал журналист FT.
Россия с 2017 года проводит кассовую реформу. Бизнес, от крупных ретейлеров до микропредприятий, обязан поэтапно перейти на новую контрольно-кассовую технику, которая онлайн передает информацию о расчетах в Федеральную налоговую службу. Цель кассовой реформы, как объясняли налоговики, — сделать прозрачнее розничный оборот.

Фото ФНС

«Все кассовые аппараты здесь прозрачно показаны. Можно также смотреть, где они расположены, их оборот и так далее, — говорил Мишустин, демонстрируя систему Владимиру Путину в 2017 году. — Надеюсь, что эта технология позволит нам опрозрачить полностью, как я уже сказал, отношения с бизнесом и снизить вообще какие-либо проверки. Практически на сегодняшний день мы очень мало проверяем предприятия малого бизнеса».
«Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу
Технология ФНС — «будущее налогового администрирования», пишет журналист Financial Times. Цифровая система работает в реальном времени и не требует составления налоговых деклараций. Власти получают данные о каждой транзакции «от Санкт-Петербурга до Владивостока» за 90 секунд. Федеральная налоговая служба размещается «в здании советской эпохи», но в этой технологии «ничего советского нет», пишет он.
Мишустин — специалист в области технологий, а не законов, напоминает FT. Глава ФНС окончил Московский станкоинструментальный институт. Поэтому он стремился улучшить систему, используя наиболее современные наработки в области автоматизированного налогообложения. Мишустин подчеркивает, что экономисты и политики обычно учатся работать с технологией, в то время как он и его коллеги сначала «создали технологию, а теперь становятся экономистами».

Внедриться в экосистему

До проведения реформ налоговый разрыв (разница между ожидаемыми и реальными налоговыми поступлениями) по НДС в России достигал 20%, рассказал Мишустин FT. Сейчас, по его словам, этот показатель снизился до 1%, а количество денег, полученных бюджетом благодаря НДС, увеличилось на 64%. У Великобритания налоговый разрыв в 2017-2018 годах составил 9,1%, подсчитало британское Управления по налогам и таможенным пошлинам.
ФНС скорректировала цифры по подключениям к онлайн-кассам
«Большинство людей хочет быть чистыми [с точки зрения уплаты налогов]. Мы планируем внедриться в национальную экосистему налогоплательщиков и больше их не тревожить», — описывает Мишустин планы ФНС.
Подобная система может «изменить правила игры», заявил газете глава Центра налоговой политики и администрирования Организации экономического сотрудничества и развития Паскаль Сан-Аман. Возможность отслеживать информацию «всегда была мечтой налоговика», так как дает «огромные преимущества», подчеркивает он.
Оптимизм эксперта явно контрастирует с мрачностью, которая обычно окружает сбор налогов, пишет FT. В эпоху старения населения, растущего спроса на медицинское обслуживание, пенсии и социальное обеспечение люди часто обсуждают легкость, с которой большие компании избегают налогов. Автоматизированные системы дают определенную надежду на решение этой проблемы, отмечает газета.
Новый этап перехода на онлайн-кассы будет стоить малому бизнесу до 13 млрд рублей
«Преимущества технологии непрямого налогообложения могут оказаться гораздо более весомыми, чем проблемы, которые она может создать», — говорит Крис Сэнгер, который руководит налоговым консалтингом в британском E & Y.

Инструмент «большого брата»

В то же время требуется много работы, чтобы новая налоговая система не стала инструментом «большого брата и угнетающего государства», считает Сан-Аман. Financial Times отмечает, что в государствах, где система уже используются, эта проблема еще не решена.
В Португалии, например, государство видит все, что человек заработал и потратил, если он использует свой номер налогоплательщика, отмечает газета. «У налоговой службы есть информацию обо всем, что вы когда-либо делали», — рассказала газете профессор Университета Лидса Рита де ла Фериа. В то же время она добавляет, что возникший изначально страх за безопасность данных ослаб из-за того, что больших утечек так и не произошло.
Во многих скандинавских странах власти обладают достаточной информацией, чтобы заполнить за гражданина декларацию, правильность данных которой ему достаточно подтвердить, рассказывает Сэнгер. И вместо проблемы большого брата государство сталкивается с тем, что «даже проверить эти данные людям лень», добавляет он.
Наверх