+0.77%
67.75
+0.42%
64.1799
+0.50%
70.6845
+0.09%
1.1014
-0.00%
1498.51

В поисках восточного равновесия

20 августа, 16:00
59
Многие локальные и иностранные игроки долго ждали, когда Народный банк Китая начинает претворять в жизнь реформу базовых ставок в банковской отрасли. Однако есть серьезные сомнения в том, насколько данные изменения помогут решить текущие проблемы закредитованности китайской экономики, отмечает Илья Григорьев, аналитик долгового рынка "Иволга Капитал".

Илья Григорьев, аналитик долгового рынка "Иволга Капитал"
"В рамках данной реформы требуется, чтобы плавающие кредитные ставки банков для нефинансовых институтов были привязаны к LPR (ставке по кредитам для первоклассных заемщиков), а она в свою очередь, должна быть привязана к процентной ставке MLF (механизма среднесрочного кредитования). LPR (англ. Loan Prime Rate) – китайский аналог LIBOR и других известных процентных индикаторов межбанковского денежного рынка. Он показывает процентную ставку, с которой наиболее крупные банки Китая кредитуют друг друга на открытом рынке. По новым правилам данная ставка будет привязана к MLF (англ. medium-term lending facility) – ставке Народного банка Китая по среднесрочному кредитованию сроком на один год.

Таким образом, кредитные позиции китайских банков привязываются не к базовой ставке, которая пока осталась неизменной на уровне 4,35%, а к более гибкому и плавающему показателю. Однако, по мнению ряда финансистов, введение нового механизма и есть "квазиснижение" процентной ставки для экономики Китая. Фактически этой мерой НБК напрямую заставляет банки кредитовать предприятия под тот процент, которым он считает приемлемым.

Источник: Bloomberg
Каким образом эта реформа будет выглядеть в цифрах? Текущая ставка LPR находится в районе 4,3%, а MLF – 3,3%. Исходя из логики нововведения первый показатель постепенно должен приближаться к последнему. Следовательно (за счет привязки ставки коммерческих кредитов к LPR), снизится стоимость кредита для предприятий и домашних хозяйств.

Изменится и процедура подсчета LPR. Вместо 10 банков-участников расчета межбанковской ставки в новых выборках будут участвовать 18 банков. В нее добавятся в том числе и крупные иностранные банки, работающие на китайском рынке.

Оправданная сложность Применение такого нетрадиционного инструмента денежно-кредитной политики демонстрирует понимание регулятором проблем долгового рынка Китая, но при этом показывает, что радикальными методами НБК решать проблемы пока не торопится.

Стратеги Народного банка Китая отдают себе отчет в том, что китайская экономика сильно закредитована, но в основном за счет межбанковского долга и чрезмерно больших кредитных портфелей крупных промышленных предприятий. Из этой ситуации возникает сразу две проблемы.

Первая проблема – большие объемы спекулятивного капитала, циркулирующие между крупными конгломератами и банками. Это формирует угрозу создания финансовых "пузырей" в отраслях экономики. Яркий пример такой отрасли – строительство.

Источник: Bloomberg
На графике отражена средняя цена недвижимости в четырех самых крупных городах Китая. Новые площади активно возводятся за счет доступности заемных средств, но не находят потребительского спроса. Для того чтобы покрыть издержки возводимого жилья и оплачивать проценты, китайские строители постепенно поднимают цены. Остановить процесс подорожания жилья не помогло даже снижение ставки в августе 2014 г.

Вторая причина – кредиты для малых и средних предприятий по-прежнему дорогие, даже после снижения ставки в 2014 г.

Источник: Bloomberg
Белая линия – средневзвешенная ставка кредитов для предприятия

Синяя линия – средняя 3-месячная ставка SHIBOR (межбанковская ставка банков в Шанхае)

Крупные банки дают друг другу деньги охотно, но средним и мелким банкам – только под более высокий процент. Их поведение объяснимо: небольшие банки обладают высокорисковым кредитным портфелем и часто прибегают к серым финансовым схемам. Парадокс заключается в том, что именно эти небольшие банки и кредитуют основную часть китайского малого и среднего бизнеса.

Более предсказуемым решением вместо введения механизма было бы снижение базовой ставки. Однако НБК понимает неэффективность снижения ставки напрямую в краткосрочном варианте. На рынке сложилось мнение, что у Китая есть еще запас для снижения ставок, но действовать они решили мягко и через еще более косвенные инструменты, чем ключевая ставка. Текущий же механизм - транзит для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики.

Эффективность под вопросом Несмотря на сложность и кажущуюся логичность механизма, есть серьезные сомнения в том, насколько он поможет решить текущие проблемы закредитованности.

Очевидно хорошо, что китайские небольшие предприятия будут кредитоваться под меньший процент. Однако в краткосрочной перспективе и крупные банки будут использовать снижающийся LPR для дешевого кредитования до момента вмешательства регулятора.

Не решает данная мера и проблему доверия к малым и средним финансовым институтам Китая. Именно им придут большие объемы дешевых кредитов. Как будет реализовываться контроль распоряжения данными средствами – остается неясным. Ориентироваться на макроэкономические показатели доступности кредитов для небольших заемщиков в этом случае неправильно.

Китайские руководители, судя по всему, понимают серьезность проблем долгового рынка страны, но находятся в поисках наиболее аккуратных и сбалансированных решений. В такой ситуации очень важно успеть найти действительно действующие механизмы раньше, чем потенциальная кризисная ситуация потребует уже радикальных мер".



Наверх