+0.97%
81.06
-0.77%
65.6355
-0.52%
76.0700
+0.27%
1.1591
+0.97%
1229.79

В Швейцарии «дочке» Газпромбанка запретили принимать новых клиентов

1 февраля, 18:10
175
В Швейцарии регулятор финрынка FINMA запретил «дочке» Газпромбанка принимать новых клиентов-физлиц. Это связано с проверкой по итогам расследования о «панамских бумагах», которая выявила нарушения в противодействии отмыванию денег
Фото: Simon Dawson / Bloomberg
О запрете на прием новых клиентов-физлиц для швейцарской «дочки» Газпромбанка, Gazprombank (Switzerland) Ltd, сообщается на сайте FINMA. Регулятор заявил, что выявил «серьезные недостатки в процессах противодействия отмыванию денег» в отношении частных клиентов организации.
Запрет на прием новых клиентов для банка будет действовать «до дальнейших уведомлений» из FINMA. Банк, как утверждает швейцарский регулятор, не провел необходимых объяснений в отношении сделок, имеющих повышенный риск отмывания денежных средств.
FINMA в 2016 году начал расследования более чем в 30 швейцарских банках на основе информации из т.н. «панамского досье» (серии публикаций Международного консорциума журналистских расследований, получившего доступ к базе данных панамской юридической фирмы Mossack Fonseсa, занимавшейся регистрацией в офшорных юрисдикциях). Была запущена проверка в отношении Gazprombank (Switzerland) Ltd. В ходе проверки FINMA обратил внимание на процедуры due diligence, которые банк проводил для борьбы с возможным отмыванием денег в отношении частных клиентов и «политически значимых лиц» (politically exposed persons, PEP), использовавших офшорные компании.
Регулятор закончил расследование в январе 2018 года. Он пришел к выводу, что в 2006–2016 годах швейцарская «дочка» Газпромбанка серьезно нарушила требования по предотвращению отмывания денег. Во многих случаях банк оценивал риски некорректно или с опозданием.
FINMA пришел к выводу, что швейцарский Газпромбанк недостаточно тщательно оценивал «бэкграунд», связанный с некоторыми его клиентами или транзакциями. Некоторые записи о транзакциях не сохранялись. О части операций, которые, по мнению регулятора, были подозрительными, банк не сообщал в швейцарское Бюро отчетности по отмыванию денег (MROS).
FINMA отмечает, что многие нарушения касались деятельности Русского коммерческого банка (Russische Kommerzial Bank, в 2009 году 100% его акций были приобретены Газпромбанком). «Банк предпринял различные меры по улучшению в сфере управления рисками», — отмечает регулятор, в то же время подчеркивая, что организации необходимо «изменить свою работу по борьбе с отмыванием денег».
В ответе Gazprombank (Switzerland) Ltd на запрос РБК говорится, что меры FINMA относятся исключительно к бизнесу банка с частными клиентами, который «очень ограничен», поскольку банк в основном ориентирован на корпоративное обслуживание. «Банк будет строго контролировать небольшое количество существующих отношений с частными клиентами», — подчеркивает представитель Gazprombank (Switzerland) Ltd.
По информации Gazprombank (Switzerland) Ltd, общие активы структуры составляют около 3,1 млрд швейцарских франков (почти $5,5 млрд), а капитал банка — 224 млн швейцарских франков (около $240 млн).
В апреле 2016 года «Новая газета» в одной из статей, посвященных «панамским бумагам», писала о зарегистрированной в Панаме компании International Media Overseas, собственником которой значился виолончелист Сергей Ролдугин. Компания открыла счет в швейцарском подразделении Газпромбанка в 2014 году. Ролдугину как бенефициару необходимо было указать, является ли он политически значимым лицом (PEP) и знаком ли с другими политически значимыми лицами. Как пишет «Новая газета», в обоих случаях Ролдугин ответил «нет», «хотя в то время о его дружбе с Владимиром Путиным было известно из открытых источников». Издание цитировало члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Марка Пита, который указывал, что Газпромбанк по швейцарским законам был обязан проверить утверждения Ролдугина, однако «нет никаких признаков, что это было сделано».
Согласно швейцарскому законодательству, к PEPам относятся лица, которые занимают за пределами Швейцарии правительственные должности, высокопоставленные административные, судебные, военные посты, относятся к топ-менеджменту госпредприятий национального значения, а также ведущие политические деятели. Близкими к политически значимым лицам считаются люди (физические лица), имеющие с ними семейные, личные или деловые связи. Швейцарские законы требуют, чтобы деловые отношения с PEP находились на особом контроле банков.
Наверх