+0.20%
73.20
-0.28%
61.0176
-0.04%
75.2994
-0.04%
1.2341
-0.24%
1342.39

«Барометр» японской экономики

21 марта, 09:10
32
Здание Panasonic в Токио
Фирма «Панасоник» (Panasonic) отмечает в марте столетие своего создания. Японский производитель электротехнических товаров сформировал соответствующий мировой рынок, а производимые им сейчас товары закладывают основы совершено нового будущего.
Основатель фирмы Коносуке Мацусита открыл промышленную мастерскую в городе Осака, выпускавшую электротовары повседневного спроса. Хитом продаж стали электрические розетки. Еще до войны предприятие стало акционерным обществом и было переименовано в «Мацусита Дэнки Сангё» (Matsushita Electric Industrial Co., Ltd.). После войны оно также выпускало бытовую электротехнику, распространяя по всей стране такие новинки, как стиральные машины и телевизоры.
Японские производители бытовой электроники совершили скачок в мировом масштабе, в основе чего лежала сильная конкуренция. «Сони» (Sony) разработала такие инновационные продукты, как магнитофоны и видеоплейеры, а «Шарп» (Sharp) выпустила первый отечественный телевизор.
После того, как другие компании впервые выпустили свою ставшую популярной продукцию, «Панасоник» представила свои собственные разработки, захватив свою долю рынка. Успех был обеспечен разветвленной сетью продаж и технологией массового производства.
На этом фундаменте возникла и существует философия менеджмента Коносуке. Его называют «богом управления» за внедрение различных принципов, в основе которых лежит так называемая «философия водоснабжения». Смысл состоит в том, чтобы поставлять большое количество стандартных по цене продуктов, как водопроводная вода поставляется по трубе.
Это также привело к возникновению японского стиля управления, в результате которого была обеспечена стабильная занятость работников. Прогресс в этом отношении, достигнутый фирмой «Панасоник» характерен не только для послевоенного развития бытовой электроники, но и для всей японской промышленности.
Дэн Сяопин 40 лет назад будучи заместителем премьер-министра Китая, посетил одно из предприятий Мацусита. В следующем году г-н Коносуке, находясь в Китае, пообещал техническую поддержку, что в дальнейшем активизировало модернизацию китайской промышленности.
Однако с 1990-х годов, японская электротехническая промышленность стала отставать из-за повышения обменного курса иены и более низких затрат на рабочую силу у конкурирующих азиатских компаний.
«Тосиба» (Toshiba) недавно продала свою дочернюю телевизионную компанию китайским производителям, а «Шарп» была целиком приобретена фирмой «Хонхайсэй» (Hon Hai Sei Industrial Co., Ltd) на Тайване. Огромные инвестиции «Панасоник» в плазменные телевизионные панели не спасли ее от конкуренции с ЖК-телевизорами.
Новый президент «Панасоник» Кадзухиро Цуга делает ставку на создание новой продукции помимо бытовой техники — на так называемый курс «дацу-кадэн». Его использование в таких прибыльных направлениях, как автомобилестроение и жилищное строительство, резко повысило доходность компании. Однако невозможность определить дальнейшие направления развития бизнеса, указывает на неясные перспективы производства.
Современное экономическое общество вступает в стадию быстрых перемен, когда на лидирующие позиции выступают объединенные интернетом информационные технологии и технологии искусственного интеллекта. Сможет ли Япония, добивавшаяся успехов в ХХ веке массового промышленного производства и массовых продаж выпущенной продукции, быть экономически успешной и дальше? Какое будущее ждет японскую экономику?
Наверх