-0.48%
43.09
+0.72%
75.7440
+0.65%
89.6809
-0.07%
1.1840
+0.32%
1957.75

Марсель Салихов Сберегательный карт-бланш: как ЦБ поможет правительству увеличить расходы

18 февраля, 18:30
190
Продажа Сбербанка эквивалентна повышению цены отсечения примерно на $4–5, до $46–47 за баррель в ближайшие четыре года. Если цены надолго не опустятся ниже этого уровня, то за макроэкономическую стабильность можно не волноваться
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
О продаже Центробанком контрольного пакета Сбербанка было объявлено практически сразу после того, как власти посчитали стоимость социальных инициатив из послания президента. 30 января 2020 года министр финансов Антон Силуанов сообщил, что дополнительные расходы бюджета составят 4,1 трлн руб. до 2024 года. Меньше чем через две недели Минфин и ЦБ объявили о готовности законопроекта о выкупе акций Сбербанка. И это вряд ли совпадение.
Основная причина спешки в том, что правительство остро нуждается в новых источниках доходов. И это при том что в 2019 году профицит федерального бюджета составил 2 трлн руб., а на счетах правительства находится 13,5 трлн руб. Однако потратить их невозможно, так как действующее бюджетное правило ограничивает возможность расходования накопленных нефтегазовых доходов.
Нерушимое правило
Механизм накопления таких доходов хорошо известен. Ежегодно закон о бюджете устанавливает цену отсечения для цены на нефть, в 2020 году она составляет $42,4 за баррель. Если фактическая цена нефти оказывается выше цены отсечения, то поступающие средства должны сберегаться в составе Фонда национального благосостояния (ФНБ), причем в иностранной валюте. В Бюджетном кодексе есть важная оговорка: когда средства ФНБ достигают 7% ВВП, правительство может начать использовать излишки.
В 2019 году нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 8 трлн руб., из них примерно 5 трлн руб. — доходы по цене отсечения, 3 трлн руб. — свыше нее. Фактический профицит бюджета (2 трлн руб.) оказался меньше дополнительных нефтегазовых доходов (3 трлн руб.) в основном из-за расходов на обслуживание долга (0,8 трлн руб.), которые исключены из правила.
Наверх