-0.34%
60.79
-0.03%
63.7819
+0.00%
70.6583
+0.00%
1.1078
+0.05%
1472.41

NZZ: российский Сбербанк больше не хочет быть банком

2 ноября, 07:30
38
Участники Петербургского международного экономического форума 2019 (ПМЭФ-2019) у стенда Сбербанка
Крупнейший финансовый институт России — государственный Сбербанк — хочет приобрести долю в ИТ-концерне Mail.ru. Компания намерена стать главным поставщиком услуг в цифровом будущем и тем самым составить конкуренцию самому известному российскому предприятию в области высоких технологий.
Поездки на такси, доставка еды, торговля запчастями — в цифровом мире рынок подобных услуг быстро меняется. А на менее стабильных рынках за пределами Западной Европы все происходит еще быстрее и динамичнее. Российский Сбербанк, государственный и самый большой финансовый институт страны со всеми преимуществами и недостатками, связанными с традиционными представлениями о нем как об анахроничной общенациональной сберкассе, уже давно стремится стать интегрированным цифровым концерном, который лишь косвенно является банком. Компания называлась бы просто «Сбер» (от «сберегать»), если бы все зависело только от ее шефа Германа Грефа.
Уже есть совместное предприятие
В этом году компания сделала много важных шагов навстречу к этой стратегической цели. Последним шагом стало сделанное во вторник заявление, что Сбербанк намерен приобрести 20% голосующих акций котирующейся на бирже интернет-компании Mail.ru у Газпромбанка. Этот банк до последнего времени имел доли в компании Mail.ru через ее главного акционера «МФ Технологии». Также голосующими совладельцами через «МФ Технологии» являются телекоммуникационная компания «Мегафон», относящаяся к USM Group магната Алишера Усманова, а также южноафриканский фонд Naspers и множество других акционеров. Агентство «Блумберг» (Bloomberg) оценивает сделку в 170 миллионов долларов. Концерну Mail.ru принадлежат самые известные российские социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники», а также целый ряд онлайн-порталов в области информации, услуг и информатики. Несколько недель назад Mail.ru совместно с компаниями «Алибаба», «Мегафон» и Российским Фондом Прямых Инвестиций создала торговую онлайн-платформу.
Приобретая доли в Mail.ru, Сбербанк входит в компанию, с которой сблизился еще летом. В июле фирмы заявили о создании совместного предприятия, в котором должны быть сосредоточены цифровые услуги в сфере транспорта и еды. Активно развивающий в Москве сервис такси «Ситимобил», который на 22,69 % принадлежит Mail.ru, и сервис по доставке еды Delivery Club (100%) войдут в совместное предприятие со стороны интернет-компании. А «Сбербанк» будет участвовать в нем долями в «Фудплексе», предприятии, предлагающим различные услуги в сфере ресторанного бизнеса, а также деньгами в сумме 38 миллиардов рублей (около 600 миллионов швейцарских франков).
Еще весной Сбербанк купил 46,5 % компании Rambler Group, принадлежащую предпринимателю Александру Мамуту, которому, помимо прочего, принадлежат и доли в «Фудплексе», а также известные интернет-издания Lenta.ru und Gazeta.ru. В свою очередь Сбербанк владеет многочисленными специализированными онлайн-сервисами — от медицины (рейтинг врачей), коммуникации и идентификации до сферы быта и еды.
Конкурент «Яндекса»
Превращение Сбербанка в предприятие, которое, по его собственным представлениям, хочет мериться силами не с другими сберегательными кассами мира, а с компаниями ранга Amazon или Google, должно бы в принципе произойти с помощью самой известной российской ИТ-компании «Яндекс». Предприятия сотрудничают более десяти лет. Сбербанку принадлежит так называемая «золотая акция» в этом котирующемся на бирже предприятии. Эта акция якобы позволяет Сбербанку блокировать продажу крупных пакетов, а шеф Сбербанка Греф — член совета директоров «Яндекса».
Сейчас Сбербанк вместе с Mail.ru и Rambler развивается в области онлайн-сервисов, и в этом он явно ориентируется на интегрированную модель «Яндекса», который предлагает целую программу услуг под своим логотипом от заказа такси и еды до финансовых услуг и каршеринга. Весной 2018 года Сбербанк вместе с «Яндексом» даже создал торговую онлайн-платформу «Яндекс.Маркет».
Однако предпринятая Грефом год назад попытка приобрести существенную долю в концерне поколебала взаимное доверие фирм. Акции «Яндекса» рухнули, капитализация компании на бирже снизилась на два миллиарда долларов. Это не в последнюю очередь связано с тем, что Сбербанк как контролируемое государством предприятие подозревают в стремлении от имени государства прибрать к рукам многообещающий рынок ИТ-услуг. Последние нападки Госдумы на «Яндекс» свидетельствуют о том же.
«Яндекс», единственная успешная компания российской ИТ-отрасли, помимо попавшего под политическое давление «Телеграма», должен будет, вероятно, искать себе нового партнера для финансовых аспектов своих цифровых программ. Некоторое время назад пошли слухи, что в деле участвует второй государственный банк — ВТБ.
Но Сбербанк, несмотря на свои амбициозные цели, еще далек от того, чтобы стать образцовым цифровым концерном. Тот, кто регулярно имеет дело с этим банком, знает: выполняя многие распространенные банковские операции, Сбербанк все еще работает по старинке. И может получиться так, что традиционному банковскому бизнесу и его сотрудникам понадобится немало времени, чтобы войти в новый цифровой мир, несмотря на все хваленые мобильные приложения банка.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Наверх