-0.30%
63.71
+0.27%
64.0827
+0.08%
70.6195
-0.19%
1.1020
+1.20%
1516.60

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»

12 сентября, 18:20
44
Минэкономразвития внесло в правительство план ускорения экономики. Максим Орешкин рассказал РБК об отказе от политики бюджетной консолидации в пользу развития, источниках покрытия кассовых провалов в регионах и реформе госпрограмм
Максим Орешкин
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Дефицит ради инвестиций
Если говорить про экономический рост, его темпы определяются тремя базовыми вещами — соотношением совокупного спроса и потенциала выпуска экономики, структурой совокупного спроса и факторами со стороны предложения. Наш план концентрируется на втором и третьем.
Первый блок — это зона ответственности денежно-кредитной политики в условиях работающего, утвержденного законом бюджетного правила. Там цель очевидна — 4% инфляции без серьезных отклонений ни вверх, ни вниз, и все будет хорошо.
Что касается структуры спроса, то здесь есть ряд крупных блоков. В бюджетной политике главная задача на ближайшие годы — увеличение доли инвестиционных, инфраструктурных расходов (в широком смысле — расходов, поддерживающих инвестиционную активность). В части налоговой политики мы предлагаем активно внедрять инвестиционный налоговый вычет. Этот вычет принят законодательно, но регионами пока не введен.
Речь идет о снижении налога на прибыль для активно инвестирующих компаний. Главная проблема: для регионов введение вычета всегда непростой выбор — ты стимулируешь инвестиции, но сразу теряешь часть налоговых доходов, а выгоды отсрочены как минимум на два–три года. Во-вторых, есть ряд ограничений в межбюджетной политике, которые запрещают увеличивать бюджетный дефицит из-за введения новых налоговых льгот.
Законы об инвестиционных налоговых вычетах пока приняли только 14 регионов. По информации за 2018 год и первое полугодие 2019 года, инвестиционный налоговый вычет применили только две компании Ханты-Мансийского автономного округа. Сумма вычета оказалась небольшой — 2,26 млн руб. по налогу в бюджет региона за 2018 год и 807 тыс. руб. за первое полугодие.
Как тогда регионы смогут компенсировать выпадающие доходы?
Мы сейчас находимся в дискуссии с Минфином по поводу наших предложений о том, как мы могли бы помогать регионам компенсировать бюджетные потери от введения такого налогового вычета, а также от увеличения инфраструктурных расходов. Регионам придется увеличить дефицит бюджета, а мы будем предлагать им ряд инструментов со стороны федерального центра, которые помогут им преодолеть кассовый провал на первом этапе.
Прямые трансферты из федерального бюджета возможны?
О прямых трансфертах речь не идет. Речь идет о том, что ресурсы на покрытие дефицитов, возникающих в результате новых налоговых льгот, должны иметь во многом кредитный характер. Есть тема с бюджетными кредитами для регионов, есть возможность у институтов развития, таких как ВЭБ.РФ, предоставлять кредитные ресурсы при поддержке федерального центра. Мы считаем, что федеральный центр должен поддержать введение в регионах инвестиционных налоговых льгот в более широком объеме и поддержать увеличение инфраструктурных расходов. По механизму и объему ресурсов я цифры пока называть не буду.
Наверх