+1.67%
63.68
-0.01%
66.0112
+0.04%
75.0923
+0.05%
1.1376
+0.18%
1226.03

Путин и Медведев определили состав экономического блока правительства

18 мая, 15:50
158
Проводить экономическую политику России будут те же министры, что и раньше — свои посты в новом кабинете сохранили и глава Минфина Антон Силуанов, и министр экономического развития Максим Орешкин
Максим Орешкин (слева) и Антон Силуанов
(Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)
Министры финансов и экономического развития России остались прежними — эти посты в новом правительстве заняли Антон Силуанов и Максим Орешкин. Такие предложения на встрече с президентом Владимиром Путиным выдвинул премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава государства с ними согласился и подписал соответствующие указы.
Силуанов одновременно стал первым вице-премьером — это единственное отличие конфигурации финансово-экономического блока от прошлого состава правительства. Игорь Шувалов, ранее занимавший должность первого зампреда кабинета, курировал работу министерств, но сам не имел министерского портфеля.
О кандидатуре Силуанова на пост первого вице-премьера глава правительства Дмитрий Медведев рассказал еще до официального переутверждения на своем посту. Схема, согласно которой Силуанов совместит эту должность с министерской, в современной российской истории будет применена впервые. Похожий вариант действовал в 2000 году, когда Михаил Касьянов совмещал посты первого зампреда правительства и министра финансов, но тогда первых вице-премьеров было несколько, а сейчас — только один. Позднее посты вице-премьера (но не первого) и министра финансов совмещал Алексей Кудрин.
В отличие от ситуации с Силуановым и многими другими министрами неопределенность с Орешкиным сохранялась до официального назначения. Источники РБК еще за несколько дней до выхода президентского указа говорили, что на постах в правительстве останутся, например, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр труда Максим Топилин, глава Минздрава Вероника Скворцова и министр образования Ольга Васильева (правда, ее министерство разделено на Министерство просвещения, которое она и возглавила, и Министерство науки и высшего образования).
Орешкин — сам выходец из Минфина. Таким образом, правительство получает уже «работающую команду», сказал РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. Сейчас новому кабинету придется реализовывать новый майский указ Путина, предусматривающий расходы в размере 25 трлн руб. (из них дополнительно нужно найти 8 трлн руб.). Деньги выделены, и вопрос в том, чтобы их «грамотно распределить и проконтролировать исполнение», добавил Калинин, этим и сможет заняться Минфин.
Неконструктивный диалог
Орешкин до 2016 года был заместителем Силуанова, а в Минэкономразвития пришел после ареста бывшего министра Алексея Улюкаева.​ Сейчас отношения между главами двух министерств довольно напряженные, рассказали РБК два федеральных чиновника. Орешкин, возглавив Минэкономразвития, быстро стал самостоятельным игроком и не во всем соглашался с главой Минфина. В правительстве есть негласный запрет на публичные конфликты, напоминает собеседник РБК, поэтому споры министерств не выходили за пределы кабмина.
Некоторые споры Минфина и Минэкономразвития стали публичными. Например, Минфин прошлой осенью предлагал допустить ужесточение валютного контроля в России в условиях кризиса. Орешкин же выступил против такой меры, обосновав свое мнение тем, что в России и так есть инструменты, ограждающие внутренний рынок от внешней волатильности.
А в феврале этого года ведомства не могли договориться о механизме инфраструктурной ипотеки — новом виде государственного-частного партнерства, который должен привлечь частные инвестиции. Минфин критиковал создание Фонда инфраструктурной ипотеки, предложенное Минэкономразвития, а Минэкономразвития — обновленные специнвестконтракты, предлагаемые Минфином. СПИКи — это инструмент привлечения крупных инвестиций: в обмен на обязательство инвестировать в тот или иной промышленный проект компании получают «стабильность законодательства и налогового режима» и специальные меры стимулирования — в частности, налоговые льготы.
Диалог ведомств шел в неконструктивном русле, говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке: в Минэкономразвития отвергали предложения Минфина, в Минфине делали то же самое. Мирить Минфин и Минэкономразвития пришлось Дмитрию Медведеву в ходе Сочинского экономического форума в середине февраля — он поручил ведомствам договориться об инфраструктурной ипотеке. Правительство уже одобрило предложение Минфина по СПИКам, в ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму, говорил 16 мая замминистра финансов Андрей Иванов. В марте кабинет министров утвердил и план мероприятий по развитию инфраструктурной ипотеки.
Конкурентные отношения между Минфином, который отвечает за рациональные расходы бюджета, и Минэкономразвития, стремящимся тратить средства, всегда были нормой, говорит политолог Татьяна Становая. «Это, можно сказать, институциональные противоречия, которые мы наблюдаем начиная с 2000 года», — отмечает она.
Однако значительное усиление Минфина, чей глава станет первым вице-премьером, ограничивают возможности Минэкономразвития, считает эксперт. Министерство продолжает ослабляться, у него становится «гораздо меньше возможностей отстаивать свою точку зрения», говорит Становая, приводя в пример передачу торгпредств от Минэкономразвития в Минпромторг (такое решение было принято во вторник).
Наверх