+0.23%
81.14
-0.09%
65.7305
-0.14%
77.3046
-0.04%
1.1762
+0.08%
1202.15

Путин пытается запустить заглохший мотор российской экономики

14 августа, 16:20
62
Магазин ЦУМ
По мере того как США затягивают санкционный хомут, новый план России по укреплению экономики строится на государственных инвестициях в старом стиле, чтобы усилить рост, а не положение потребителей.
Правительство Владимира Путина хочет удвоить общий объем капитальных рублевых затрат страны к 2024 году, как следует из проекта, опубликованного министерством экономики. Благодаря этому российские инвестиции в ВВП вырастут до 25% по сравнению с нынешним 21%, такой темп роста более, чем вдвое, превышает прогнозируемый уровень розничной торговли.
При экономике, лишенной иностранного капитала после нескольких лет действия западных санкций и, вероятно, ожидающей новые ограничительные меры, резкий переход к увеличению государственных расходов ставит потребителя в непростую ситуацию. Взяв за образец страницу из экономической стратегии Китая десятилетней давности, когда он обратился к инвестициям для стимулирования экономического роста, Путин готовится к резким переменам после величайшего в истории своей страны периода процветания на фоне высоких цен на нефть.
Обращаясь к таким мерам, как повышение налога на добавленную стоимость, новая экономическая стратегия России сосредотачивает ресурсы в руках государства (и направляет их на дорогостоящие проекты, такие как строительство железных дорог и мостов) и едва ли не отказывается от приватизации в ближайшие годы. Инвестиции, измеряемые объемами валового накопления основного капитала, не достигали 25% ВВП с распада Советского Союза в 1991 году, как следует из данных Всемирного банка.
«Если мы увеличим инвестиции, это будет препятствовать росту заработной платы, — говорит Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития Московской Высшей школы экономики. — Не следует ставить лошадь перед телегой, то есть инвестиции перед ростом, потому что экономический рост зависит в первую очередь от экспорта, а не от инвестиций».
Выступая в воскресенье вечером на телевидении, первый заместитель председателя правительства Антон Силуанов охарактеризовал государственные финансы как «оплот стабильности», позволяющий России смягчить ответ на существующие или потенциальные санкции.
«В последнее время мы не разбрасываемся ресурсами, — заявил Силуанов, занимающий также пост министра финансов России. — Мы осознаем возможные сложности всей ситуации и ясно понимаем, что нам нужен запас прочности».
Бывший когда-то источником жизненной силы российской экономики внутренний спрос переживает тяжелые времена, так как доходы никак не могут достичь прежнего уровня после болезненной рецессии, последовавшей за падением цен на нефть. Однако учитывая, что центральный банк уже планирует ограничить доступ к кредитам организаций с высоким коэффициентом риска для займов, правительство рассчитывает на увеличение НДС начиная со следующего года, что пополнит государственную казну на 630 миллиардов рублей в год.
Не имея возможности использовать доходы от продаж своих энергетических ресурсов в рамках бюджетного правила, действующего с 2017 года, правительство должно мобилизовать капитал за счет ненефтяных доходов от налогов и кредитов, чтобы финансировать расходы на инфраструктуру. Высокопоставленный советник Путина по экономике предложил также увеличить налоги для горнодобывающих компаний, утверждая в письме, что дополнительное пополнение бюджета необходимо для выполнения президентских обещаний, данных им при переизбрании весной этого года.
«Чистый экспорт пойдет на спад, а финальное потребление будет расти, но медленнее», — заявил Блумбергу министр экономического развития Максим Орешкин.
Власти России мало продвинулись вперед в своих предыдущих попытках разблокировать инвестиции в стране, подорванной слабыми институтами и плохим деловым климатом. Несмотря на медленный рост расходов на основной капитал, они в основном зависели от усилий правительства, и, по оценке Альфа-Банка, в прошлом году на три крупных государственных проекта пришлось 90% всех инвестиций.
Новое финансирование в размере 3,5 триллионов рублей теперь станет ключевым двигателем государственной программы на покрытие инфраструктурных расходов. Министерство финансов будет главным образом полагаться на внутренний долг для получения капитала, при этом наиболее амбициозный кредитный план почти на пять триллионов рублей предусмотрен на 2019-2021 годы. Государственный долг по отношению к ВВП, вероятно, вырастет до 16,6% в 2021 году по сравнению с 14% в этом году, по оценкам министерства.
Если попытка увеличить инвестиции в Китае привела к росту долга, то Россия, как считает аналитик Райффайзенбанка в Москве Денис Порывай, скорее всего, столкнется с ростом государственных заимствований без поступления финансов в частный бизнес, который держится на расстоянии от инфраструктурных проектов.
«Вряд ли будет возможно гарантировать доходы частным инвесторам», — говорит эксперт.
Наверх