+0.15%
64.32
+0.02%
63.5405
+0.04%
70.8032
+0.04%
1.1143
-0.01%
1475.13

РГ: банкротство Thomas Cook и чиновничья тупость

26 сентября, 02:40
129
Пассажиры туристической фирмы Thomas Cook в международном аэропорту Пунта-Кана в Доминиканской Республике
Британский туроператор Thomas Cook в понедельник подал заявление о банкротстве. Thomas Cook — это крупнейшая мировая туристическая компания, она активно работала и в Германии, в частности, «Куку» принадлежит самый большой чартерный воздушный перевозчик Condor. А в России — знаменитый «Интурист».
По первым прикидкам, банкротство задевает более миллиона человек, которые купили поездки, но еще не отправились в отпуск. Около 600 тысяч туристов, уже отправленных «Куком» отдыхать, в понедельник утром узнали ужасную новость в своих отпускных далях, а участь 160 тысяч из них особенно плоха: их надо срочно вывозить, т. к. оператор не оплатил их пребывание в райских местах и не сможет вернуть британских отпускников на родину. К примеру, в одной только Греции находятся 50 тысяч британских туристов, прилетевших туда с «Куком». Кроме того, «Кук» доставлял в Грецию отдыхающих из Германии, ЕС. Их число и положение пока не ясны. Известно, что всего более 140 тысяч жителей Германии находятся в числе прямо задетых банкротством. И кроме этого под ударом 240 тысяч пассажиров из ФРГ, оплативших полет с авиакомпанией «Кондор».
По данным Би-би-си, управление гражданской авиации ВАО предоставило многочисленные летательные аппараты для использования в чрезвычайных ситуациях. Это «самая большая репатриация в мирное время», как заявил в понедельник утром в Твиттере британский министр транспорта Грант Шапс. На Би-би-си узнали, что операция отзыва носит кодовое название «Маттерхорн».
Вероятно, она не пройдет без сопротивления. Пишут, что владелец одного из отелей в Тунисе не намерен отпускать британцев, пока кто-то не оплатит ему их проживание за обанкротившуюся компанию. Ничего удивительного, одним только тунисским отельерам банкрот задолжал больше 60 миллионов евро.
По первым расчетам, эвакуация одних только британцев может стоить до полумиллиарда фунтов стерлингов. И эту сумму придется выплатить из казны. Ирония ситуации в том, что «Кук» был вынужден уйти в банкротство из-за того, что правительство отказало ему в кредите на втрое меньшую сумму… Но так уж причудливо, видать, устроена европейская (и британская) бюрократия.
Дочерние компании немецкого туроператора, к которым принадлежат такие бренды, как Neckermann Reisen, Bucher Last Minute, Öger Tours, Air Marin и Thomas Cook Signature, сразу полностью прекратили продажу туров.
«Нельзя гарантировать, что забронированные поездки состоятся, — сообщил Thomas Cook GmbH. — В настоящее время компания изучает последние варианты. Если эти варианты не сработают, руководство будет вынуждено обратиться с заявлением о несостоятельности в отношении других компаний».
Насколько мне известно, немецкие дочки «Кука» обратились к федеральным властям за финансовой поддержкой. Но я не думаю, что правительство Меркель станет за счет налогоплательщиков спасать подразделения британской компании после того, как премьер-министр Британии Джонсон (Boris Johnson) без рассмотрения отказал британскому второму в Европе туроператору в займе размером всего в 150 миллионов фунтов.
В этом печальном уходе много драматизма, страстей и проявлений чиновничьей тупости. Драматический момент проявился на рейсе авиакомпании Thomas Cook из Орландо в Манчестер. Вылетев из США в воскресенье вечером, экипаж лишь утром на подлете к острову узнал, что это — их последний рейс и последний час работы в компании. Плакали все, включая капитана и многих пассажиров. И таких историй сейчас рождаются тысячи. И у всех задетых на устах один вопрос: почему, как пел Высоцкий, съели «Кука»?
Это длинная история надежд, коварства и неудач. Thomas Cook был основан в 1841 году. Сейчас Thomas Cook — крупнейший международный туристический холдинг со штаб-квартирой в Лондоне, объем продаж за год достиг 9,6 миллиарда фунтов. Компания владеет многочисленными брендами в сфере туроператорского и гостиничного бизнеса (всего у нее около 200 отелей на 40 тысяч комнат), а также собственной авиакомпанией, парк которой насчитывает более 30 самолетов. Группа имеет почти 21 тысяча сотрудников по всему миру. Больше 150 лет компания была символом стабильности и надежности. Но тут пришел новый век и с ним интернет-убийца гигантов прошлого.
«Кук» начал делать долги. В 2012 году несколько банков спасли группу от банкротства свежими деньгами. Семь лет «Томас Кук» сидел на горе миллиардных долгов и стонал под высокой процентной нагрузкой. Но добила компанию неопределенность вокруг Брексита.
В 2015 году один из крупнейших в мире инвестфондов, китайский конгломерат Fosun International приобрел 5% акций группы компаний Thomas Cook за 140 миллионов долларов. С тех пор «Кук» делал все возможное и невозможное, чтобы быть по-хорошему съеденным китайскими аборигенами. Переговоры длились три года. Китайцы нарастили свое участие до 18 процентов. 28 августа даже вышел анонс об инвестициях в британский холдинг в размере 950 миллионов фунтов стерлингов со стороны своего акционера — китайской Fosun. «Кук» становился китайским. Деньги должны были быть конвертированы в акции и в итоге Fosun стал бы владельцем 75% доли Thomas Cook, а также 25 процентов доли в принадлежащей туроператору же авиакомпании. В акции уходила и прежняя долговая нагрузка компании в размере почти полутора миллиардов фунтов. Казалось, осень будет щедрой…
Но в сентябре китайцы вдруг стали тормозить. Перспектива выхода Британии из Европы без договоров и обязательств показалась инвестору слишком опасной. В прошлую пятницу стало понятно, что китайских денег до завершения истории с Брекситом не будет. Попытка получить кредит в британских банках, а потом у премьера Джонсона исчерпала себя к вечеру воскресенья. И в понедельник утром руководство «Кука», опасаясь за личные перспективы, подало заявление на банкротство.
Оказался ли прав Высоцкий и переживают ли китайцы, что не съели «Кука»? Пока неясно, молчит наука.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Наверх