-0.97%
59.04
-0.27%
63.8719
+0.15%
71.3522
+0.42%
1.1171
-0.14%
1490.23

The Guardian: старейшего в мире туроператора убил интернет

23 сентября, 16:00
79
Airbus A320 авиакомпании Thomas Cook Airlines
Неудачное слияние, огромные долги и интернет-революция поставили некогда почтенную фирму на грань выживания.
Почему турагентство «Томас Кук» (Thomas Cook) разорилось после 178 лет работы? Если вкратце, то компания не смогла заручиться спасительным кредитом в 200 миллионов фунтов стерлингов — отказал даже государственный Банк Шотландии.
Но на самом деле проблемы у компании возникли давно. Дела пошатнулась после катастрофического слияния в 2007 году, а добили ее растущие как на дрожжах долги и интернет-революция в бронировании отпусков. Учитывая нависшую из-за Брексита неопределенность, крах одного из гигантов индустрии превратился в вопрос времени.
В мае этого года компания сообщила о потерях в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов из-за слияния в 2007 году с «МайТрэвел» (MyTravel), более известной своими брендами Airtours и Going Places.
Ожидалось, что из слияния выйдет европейский гигант, ежегодная экономия в 75 миллионов фунтов и плацдарм для борьбы с новыми интернет-конкурентами. На самом же деле сделка аукнулась огромными долгами: новый партнер «Томаса Кука» за последние шесть лет получил прибыль лишь единожды.
Надо сказать, «Томас Кук» разорился не из-за того, что британцы перестали отдыхать за границей. Отнюдь нет. В 2018 году отпуск вне страны провели 60% британцев (годом ранее их доля составила 57%). Изменилось то, как и где мы проводим отпуска — на смену пляжному отдыху пришли туры выходного дня.
Больше всех выиграли «Райанэйр» (Ryanair), «Изиджет» (easyJet) и (Airbnb) — все их клиенты бронируют путешествия онлайн. Проиграли же компании комплексных туров, привязанные к офисам в фешенебельных местах. У одного «Томаса Кука» таких представительств целых 560.
По данным Британской ассоциации туроператоров, услугами турагенств пользуется лишь каждый седьмой британец. Как правило, это клиенты старше 65 лет и представители социально-экономических низов, рассчитывающих сэкономить.
Те же беды обрушились и на крупнейшего соперника «Томаса Кука» — англо-немецкую группу «Туи» (Tui). В 2019 году компания выпустила ряд предупреждений о снижении прибыли. Однако долгов у нее гораздо меньше, она напрямую владеет рядом отелей и круизных судов и, возможно, еще сможет оправиться, переманив часть бывших клиентов «Томаса Кука».
Не могло не сказаться и глобальное потепление. Аномальная жара, накрывшая Европу в мае 2018 года, больно ударила по туристической индустрии, поскольку многие клиенты попросту решили остаться дома. В 2019 году «Томас Кук» объяснил низкий спрос на летние туры обострением неопределенности вокруг Брексита и падением покупательной способности фунта за рубежом.
Одну «клиническую смерть» компания уже пережила в 2011 году. Тогда ее суммарный долг вырос до 1,1 миллиарда фунтов, и она осталась на плаву только благодаря экстренному вливанию, которое лишь увеличило задолженность.
С 2011 года одних процентов «Томас Кук» выплатил 1,2 миллиарда фунтов. Получается, что более четверти сборов с 11 миллионов отдыхающих осело в карманах кредиторов.
Какое-то время (по крайней мере, пару лет) у компании был корпоративный спаситель — китайская группа «Фосунь Интернешнл» (Fosun International). Ею руководит миллиардер Го Гуанчан, которого называют китайским Уорреном Баффетом (Warren Buffett).
Свой первый пакет акций «Томаса Кука» «Фосунь» приобрела в 2015 году в рамках плана по созданию глобального конгломерата для отдыха и развлечений. В него уже вошли французский туроператор «Клуб Мед» (Club Med) и канадский «Сирк дю Солей» (Cirque du Soleil).
В августе «Томас Кук» опубликовал подробности планируемой реструктуризации — предполагались вливания в 450 миллионов фунтов от «Фосунь» в обмен на контрольный пакет акций, а также списание долгов на 1,7 миллиарда фунтов. Других акционеров у компании не оставалось.
На этих выходных сделка рухнула. Неудивительно, что занавес пал в конце сентября. Как и большинство туроператоров, основную часть доходов «Томас Кук» получает в первой половине года, когда бронируется большинство туров на летние каникулы. Осенью и зимой компанию, напротив, ждут расходы — необходимо оплачивать авиаперелеты и проживание в гостиницах.
Некоторые надеются на национализацию. Критики же утверждают, что затраты на спасательные полеты и компенсации могут значительно превысить те 200 миллионов фунтов, которые нужны компании, чтобы выкарабкаться. Однако правительство решило не вмешиваться, заявив, что это вопрос сугубо коммерческий — как и крах авиакомпании «Монарх» (Monarch) — и что клиенты могут рассчитывать на страховку и помощь от Службы управления гражданской авиации.
Еще 70 лет назад все было по-другому. «Томас Кук» считался настолько неотъемлемой частью британской жизни, что после банкротства в годы Второй мировой войны компанию тут же национализировали. В руках государства компания оставалась до 1972 года, будучи частью Британских железных дорог. Теперь же компанию убили Интернет и постоянно меняющаяся мода. А попытки выплатить неподъемный долг лишь ускорили ее гибель.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Наверх