+1.14%
85.81
+0.03%
71.0473
-0.07%
82.2870
-0.09%
1.1582
-0.01%
1768.05

Юрий Симачев Постковидная стратегия: как правительство использует опыт пандемии

15 мая, 10:40
212
Михаил Мишустин
Михаил Мишустин
(Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости)
12 мая Государственной думе был представлен ежегодный, уже второй отчет правительства Михаила Мишустина. Сами по себе такие отчеты — это почти всегда событие, в существенной мере ориентированное на общественную оценку, на представление позиций по наиболее критичным вопросам развития. Что объединяет оба отчета правительства и в чем заметны различия?
Начнем с различий. Первый отчет был прежде всего о принятых мерах в условиях кризиса, связанного с пандемией COVID-19. Ситуация радикально отличалась от финансового кризиса 2008–2009 годов: основное негативное воздействие пришлось на небольшие фирмы, на сектора с горизонтальной координацией — туристическую отрасль, розничную торговлю, индустрию моды и развлечений и т.п. Ограничения возникли со стороны и спроса, и предложения. Все это потребовало быстрого поиска новых мер и их практической адаптации к широкому кругу субъектов.
Ценно, что в рамках первого отчета был отмечен ряд уроков — важность цифровой трансформации, необходимость снижения зарегулированности в экономике и развития риск-ориентированного подхода, необходимость корректировки трудового кодекса в свете развития дистанционной занятости.
Нынешний отчет правительства уже заметно больше касался постковидного развития — реализации Общенационального плана действий, национальных проектов и Единого плана достижения национальных целей. Особенно значимыми представляются повышение инвестиционной активности в экономике за счет поддержки крупных инвестпроектов, реформирование институтов развития, поддержка предпринимательства, а также ускорение научно-технологического развития.
Принципиально важной новацией отчета этого года стал вопрос регионального развития. Предложен комплекс системных мер: снижение долговой нагрузки, замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление долгосрочных инфраструктурных бюджетных кредитов. Важно, что при этом предусматривается приоритет поддержки регионов с аккуратной долговой политикой.
Наверх