-0.09%
75.93
+0.00%
73.5993
-0.11%
83.4395
-0.11%
1.1337
-0.10%
1784.90

Апостроф: на Украине не осталось ни угля, ни электричества

5 ноября, 21:00
66
СПГ-терминал в Свиноуйсьце
Власти Украины от безысходности решились на непопулярный шаг — покупать электроэнергию в России и Беларуси, но пока "зрада" отменяется, потому что северные соседи продавать нам ее не собираются, планируя, видимо, таким образом "помочь" энергокризису в нашей стране предстоящей зимой. 500 МВт, полученных от Минска — аварийная помощь, которая абсолютно ничего не значит. Угля на Украине, напомним, в несколько раз меньше, чем нужно, а газа — на пределе. Как из этой ситуации будет выбираться страна, выяснял "Апостроф".
Добрые соседи: ни угля, ни электричества
Энергетический кризис на Украине набирает обороты. К неопределенной ситуации с поставкой газа, заставляющей беспокоиться о том, будет ли в течение зимы тепло на украинских домах, добавляется тревожная информация о состоянии украинской системы электрогенерации.
По сообщениям Министерства энергетики, запасы угля на складах тепловых электростанций по состоянию на 25 октября составляли около 700 тысяч тонн, что вчетверо меньше планового показателя. И размер этих запасов имеет тенденцию к снижению.
Такая ситуация, когда настоящие холода еще даже не начинались, заставляет беспокоиться о том, что в моменты пиковых нагрузок электроэнергетика Украины останется вообще без тепловой генерации, что приведет к регулярным веерным отключениям.
На фоне этой информации возобновились попытки начать импорт электроэнергии из Беларуси и России. Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), не стала продлевать ранее наложенный запрет на такой импорт, а оператор электросетей "Укрэнерго" даже провел аукционы на право доступа к линиям электропередач, связывающих Беларусь, Россию и Украину. Это тут же вызвало горячие споры внутри украинского общества относительно того, насколько закупка энергии у северных соседей отвечает национальным интересам Украины, и какие последствия она будет иметь.
Все эти споры вскоре разрешила сама Россия. Как сообщил глава комитета Верховной Рады по энергетике и ЖКУ Андрей Герус, импорта с 1 ноября нет из-за того, что Россия и Беларусь сами отказались от проведения аукционов по продаже собственной электроэнергии (тем не менее, 2 ноября состоялись поставки электроэнергии из Беларуси объемом 500 МВт в рамках аварийной помощи).
Одновременно Россия также остановила поставки на Украину энергетического угля, который нужен для работы ТЭС и ТЭЦ.
Таким образом, предстоящей зимой Украине, скорее всего, придется снабжать своих потребителей энергией самостоятельно, опираясь на возможности собственной генерации.
В принципе, это вполне возможно, считает советник премьер-министра Украины, бывший заместитель министра энергетики Юрий Бойко (не путать другим Юрием Бойко, бывшим министром энергетики, а ныне одним из лидеров ОПЗЖ — "Апостроф"). По его словам, сегодняшние запасы угля на электростанциях не позволяют говорить о комфортном входе в зимний сезон. Однако при профессиональных действиях правительства и энергетиков еще существует надежда на то, что ситуация останется под контролем.
Сегодня Украина заключила контракты на импорт достаточно больших объемов угля, и в ближайшее время ожидается значительное увеличение его поступлений. Если в октябре, по данным Минэнерго, было импортировано 216 тысяч тонн угля, то уже в ноябре ожидается увеличение импорта до 562 тысяч тонн. Напомним, что по данным министерства, общий дефицит угля на складах ТЭС превышает на сегодняшний день 2 миллиона тонн.
Быстрее всего, по словам Юрия Бойко, может поступить на Украину топливо из Польши и Казахстана, которое поставляется по железной дороге. Однако пока с выполнением соответствующих контрактов есть значительные проблемы.
"В сентябре и октябре мы видели отставание от уже подписанных контрактов, — рассказал эксперт в комментарии "Апострофу". — Например, в сентябре из законтрактованных в Польше 80 тысяч тонн приехало всего 10 тысяч. В октябре поступил вдвое больший объем, но это все равно гораздо меньше, чем те объемы, которые определены уже подписанными контрактами.
Когда приплывут корабли
Впрочем, обеспечить все потребности отечественных электростанций только за счет железнодорожных перевозок из соседних стран не удастся. Поэтому основное количество нужного угля должно прийти морем — преимущественно из ЮАР, Австралии и США. Однако при доставке этого угля на склады электростанций могут возникнуть проблемы.
"Доставка морем — процесс, который занимает достаточно много времени, — говорит бывший министр транспорта Владимир Омелян. — Поэтому первые корабли с углем появятся в украинских портах, скорее всего, не раньше декабря. И, если предположить, что удастся действительно завезти обещанные правительством 4 миллиона тонн угля, с перевозкой такого количества груза может не справиться "Укрзализныця", поскольку компания испытывает значительный дефицит необходимого подвижного состава".
К тому же не на все ТЭС, которые сегодня испытывают дефицит угля, есть физическая возможность его доставить, даже если он будет доставлен на Украину.
"Особую обеспокоенность вызывает Луганская ТЭС, — рассказывает Юрий Бойко. — Проблема этой станции состоит в том, что по железной дороге к ней можно подъехать только с оккупированной территории или из России. То есть даже, если в украинские порты поступит необходимый антрацит, подвезти его на ТЭС нет возможности. Ранее компания ДТЭК (владельцем является самый богатый украинец Ринат Ахметов — "Апостроф"), которой принадлежит станция, поставляла туда уголь с собственных шахт, которые находятся на территории России, однако из-за российских ограничений на поставки энергетического угля на Украину сейчас такой возможности нет".
Тем более что сейчас, как сообщают СМИ, Ахметов находится в процессе продажи своих российских шахт.
По словам Бойко, в ближайшее время Луганская ТЭС, скорее всего, для экономии угля будет работать только одним энергоблоком. А, если ситуация с поставкой угля не исправится, возможен перевод ее на газ. Правда, вряд ли это радикально улучшит ситуацию, поскольку с поставками газа Украина сейчас тоже испытывает значительные трудности.
Поможет мирный атом
Впрочем, сложная ситуация в тепловой генерации значительно компенсируется более благоприятными обстоятельствами в атомной энергетике.
"Минувшей зимой из-за затянувшихся ремонтов на Украине работали только 10 ядерных энергоблоков, — говорит Юрий Бойко. — Это создавало значительный дефицит энергии, который приходилось покрывать за счет тепловых станций, сжигая рекордные количества угля. Однако в нынешнем году ремонты были проведены вовремя, и мы рассчитываем, что зимой будут работать 14 энергоблоков (в настоящее время в работе находятся 11 из 15-ти — "Апостроф"). Это создаст достаточную базовую мощность в электрических сетях Украины".
Однако стабильная работа АЭС все же не решает все проблемы энергоснабжения. Особенность электрических сетей состоит в том, что мощность генерации в каждый момент времени должна быть равна мощности потребления, которая значительно меняется в течение суток. Именно поэтому в сетях обязательно должны присутствовать как базовые производители, которые вырабатывают постоянное количество энергии, так и маневренные, которые включаются в период максимальной нагрузки для того, чтобы компенсировать рост потребления.
Атомные электростанции обладают огромной мощностью, однако отличаются очень низкой маневренностью. Запустить или остановить ядерный энергоблок — сложная и длительная операция. Поэтому роль маневренных мощностей в энергетических сетях выполняют тепловые и гидроэлектростанции.
Так что в том случае, если тепловые станции из-за нехватки угля не смогут справиться с пиковыми нагрузками, придется ограничивать потребление.
"В качестве первого шага может рассматриваться применение добровольных ограничений для крупных предприятий, заключающихся в смещении их графиков работы таким образом, чтобы снизить потребление электроэнергии в моменты максимальной нагрузки на систему, — говорит Юрий Бойко. — Таким образом мощность потребления несколько выровняется в течение суток, что позволит увеличить стабильность энергосетей".
Однако если дефицит энергии окажется более значительным, чем можно компенсировать за счет смены графиков работы, диспетчерам энергосетей придется прибегать к аварийным мерам — тем самым "веерным отключениям", от которых украинские потребители за последние годы начали понемногу отвыкать.
Чтобы избежать таких отключений, Украине действительно не помешало бы иметь в запасе на случай серьезного дефицита возможность импорта энергии из других стран. Однако электричество — специфический товар, который нельзя купить где угодно. Перетоки энергии возможны только между странами, объединенными в общие энергетические системы, где частота и напряжение в сетях синхронизированы.
На сегодняшний день Украина продолжает работать в Единой энергетической системе, оставшейся нам в наследство от Советского Союза. Таким образом, технически мы можем импортировать энергию только из стран, входящих в эту систему, — России, Беларуси и Молдовы. Исключение — аварийная помощь, к примеру, из Словакии, у которой "Укрэнерго" запросило 100 МВт, но это капля в море.
Соглашением об ассоциации с ЕС предусмотрено присоединение Украины к энергетической сети Евросоюза в 2023 году. Тогда мы перестанем зависеть от российских прихотей и сможем обмениваться перетоками энергии с западными соседями. Однако такой переход может и не состояться (или состояться гораздо позже запланированного срока), поскольку успехи правительства в подготовке к синхронизации отечественной сети с европейской пока не впечатляют специалистов.
Во всяком случае, на сегодняшний день Украина оказалась в ситуации, когда "одолжить" энергию на момент пикового потребления ей неоткуда. У западных соседей нет такой возможности технически, а восточные начали с Украиной очередную энергетическую войну.
Разве ревут волы, как склады полны?
Почему возникла ситуация, в которой мы снова стоим на пороге энергетического кризиса в канун зимы? Власти традиционно обвиняют олигархов, которые, обладая большинством тепловых электростанций и шахт, не обеспечили создание надлежащих запасов угля. По словам Андрея Геруса, низкие запасы топлива зафиксированы на Кураховской, Запорожской, Приднепровской (ДТЭК), Славянской (ПАО "Донбассэнерго") и других частных электростанциях. Однако в этом же списке находятся Змиевская, Углегорская и Трипольская ТЭС, которые входят в состав государственной компании "Центрэнерго" и также не имеют надлежащего количества топлива.
"О том, что запасы угля на электростанциях не соответствуют нормам, было понятно еще летом, — говорит Владимир Омелян. — Так что, когда сегодня власти говорят о сговоре олигархов, то это лишь часть правды. Конечно, олигархи играют свою роль, но на станциях, которые принадлежат "Центрэнерго", также видим практически нулевые запасы угля. Из 24 блоков работают всего два или три. Если бы склады на государственных станциях были забиты углем, то олигархам вряд ли бы удалось сильно дестабилизировать ситуацию".
Нынешние события в энергетике могут иметь негативные для Украины политические последствия, выгодные России.
"Если в период сильных холодов энергетическая система начнет давать сбои, и начнутся "веерные" отключения, власти выйдут с сообщением, что нет другого выхода, как закупить уголь на оккупированных территориях, — говорит Омелян. — Людей убедят, что для этого необходимы прямые переговоры с Донецком и Луганском. И это приведет к фактическому признанию фейковых "республик". И, ничего не выиграв, Украина получит на Донбассе аналог Приднестровья".
Даже если худшее не произойдет, можно с уверенностью констатировать, что подготовка к зиме на Украине полностью провалена, и власть должна винить в этом, в первую очередь, саму себя. Хотя даже в нынешней ситуации лучше, все же решать не кто виноват, а что делать. И действовать нужно очень быстро.
Наверх