+1.51%
72.52
+0.25%
64.7543
+0.07%
72.2979
+0.07%
1.1165
+0.03%
1278.12

"Грязная" нефть - подорванная репутация

30 апреля, 16:00
227
Нефтеперекачивающая станция в городе Бобовичи, Белоруссия
МОСКВА, 30 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Загрязнение нефти в экспортном трубопроводе "Дружба" стало серьезным ударом по репутации России как надежного поставщика сырья за рубеж. Некачественная нефть не повредила оборудование белорусских НПЗ, но привела к сокращению производства, за что Минск требует компенсацию. Ведутся расследование и поиски виновного в загрязнении нефти, поставляемой за рубеж. "Транснефть", как оператор магистральных трубопроводов, должна обеспечить надлежащий контроль за сырьем, поставляемым нефтедобывающими компаниями.
Представитель вице-премьера РФ и куратора ТЭК Дмитрия Козака Илья Джус сообщил, что соответствующая требованиям ЕАЭС нефть достигла 29 апреля линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Унеча" вблизи российско-белорусской границы. Концерн "Белнефтехим" на следующий день подтвердил, что соответствующая стандартам нефть движется от ЛПДС "Унеча" к белорусской границе, но поступление на Мозырский НПЗ ожидается не ранее 4 мая.
МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ЧЕГО?
19 апреля "Белнефтехим" сообщил о прокачке по трубопроводу "Дружба" загрязненной нефти. Позже российская "Транснефть" подтвердила попадание хлоорганических соединений в экспортный нефтяной поток и сообщила, что источник загрязнения находится на участке Самара-Унеча. В связи с этим в прошлую пятницу в Минске состоялась встреча операторов нефтепровода "Дружба" из России, Белоруссии, Польши и Украины, в которой приняли участие представители Минэнерго РФ, "Белнефтехима", а также РЖД.
По словам представителей "Белнефтехима", специалисты "Гомельтранснефть Дружба" и "Полоцктранснефть Дружба" – операторы белорусских участков экспортного трубопровода "Дружба" – принимают все необходимые меры для скорейшего получения "чистой" нефти с ЛПДС Унеча.
Агентство Белта особо подчеркивает, что в трубопроводе "Дружба" на белорусской стороне продолжает находиться загрязненная нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений, но не сообщает об их концентрации. Ранее агентство заявило, что в белорусских хранилищах находится миллион тонн "отравленной" нефти из России.
Из-за отсутствия качественного сырья производственные мощности двух белорусских НПЗ, в Мозыре и Новополоцке, загружены не полностью.
"Концерном и организациями введется ежедневный учет недополученных доходов из-за снижения загрузки НПЗ, приостановки экспорта нефтепродуктов, ремонта оборудования и других мер, принятых из-за поставки некачественной нефти. Ведется также оценка ненадлежащего исполнения российскими контрагентами договорных обязательств". – заявляют в "Белнефтехиме".
Белорусская сторона оценивает ущерб от поставок некачественной нефти из России в $100 млн.
Следует отметить, что инцидент с попаданием хлорорганики в экспортный нефтяной поток произошел во время очередного обострения "сотрудничества" между Москвой и Минском в экономической области.
Ряд экспертов и представители "Транснефти" даже выдвигают версии об умышленном загрязнении экспортной нефти в трубопроводе "Дружба" с целью нанесения ущерба экономике России, подрыва доверия к стране как надежному поставщику энергоносителей в Европу. Несмотря на снижение зависимости от экспорта энергоносителей, в прошлом году на нефть и газ приходилось около 20% российского ВВП, 45% доходов федерального бюджета и почти 60% валютной выручки от продажи товаров за рубежом.
Владимир Путин и Александр Лукашенко во время посещения Китая в рамках форума "Один пояс, один путь" обсуждали проблему загрязнения нефти в трубопроводе "Дружба". Российский президент заявил о необходимости проведения тщательного расследования причин загрязнения нефти РФ, поставляемой в Белоруссию и далее в восточноевропейские страны.
ВСЕМУ ВИНОЙ ДИХЛОРЭТАН
Специалистами установлено, что хлоорганическим веществом, попавшим в "Дружбу", является дихлорэтан, используемый для повышения продуктивности нефтяных пластов. Дихлорэтан – хороший растворитель, поэтому применяется для удаления парафиновых отложений в трубопроводах и оборудовании для перекачки нефти. Однако в настоящее время нефтяники этот реагент применяют крайне редко. Для удаления отложений парафинов в скважинах существует экологически чистая современная технология – обработка горячей нефтью.
При попадании в технологические установки на НПЗ хлорорганические соединения образуют хлористый водород, водный раствор которого становится соляной кислотой. Соляная кислота является сильнейшим коррозионным агентом и может повредить оборудование НПЗ. Кроме того, соляная кислота, вступая во взаимодействие с находящимися в нефти азотными соединениями, образует хлористый аммоний. Отложения хлористого аммония забивают оборудование и способствуют его изнашиванию.
Однако серьезные повреждения нефтеперерабатывающему оборудованию могут быть нанесены, если оно подвергалось воздействию соляной кислоты и хлористого аммония в течение продолжительного времени.
УДАР ПО РЕПУТАЦИИ
Белорусская сторона быстро отреагировала на загрязнение российской нефти хлорорганическими соединениями. Новополоцкий НПЗ сразу перешел на защитный режим и не допустил попадания "грязной" нефти в технологическое оборудование. На Мозырском НПЗ по неизвестным причинам этого сделано не было. Хлорорганика попала в установки первичной и вторичной переработки нефти завода, но серьезно повредить их не могла – слишком короткий срок негативного воздействия. Возможно произошло "отравление" катализатора на установках реформинга и изомеризации, но это дело поправимое.
Из-за отсутствия качественного сырья Мозырский и Новополоцкий НПЗ вынуждены сократить производство. "Белнефтехим" сначала объявил о приостановке экспорта нефтепродуктов в соседние страны, но поставки возобновились через четыре дня. Начало поставок подтверждают украинские трейдеры – основные потребители белорусских нефтепродуктов. Заметного сокращения экспорта из Белоруссии на Украину в апреле не произошло.
Из-за попадания загрязненной нефти в "Дружбу" сократился экспорт российской нефти в соседние страны. Кроме Белоруссии по "Дружбе" поставки осуществляются в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию и Германию. Приостановка экспорта – серьезный удар по репутации России как надежного поставщика энергоносителей на мировой рынок. Это – самый большой урон, несопоставимый с ущербом от возможного вреда, нанесенного белорусским НПЗ.
ПРЕСТУПНАЯ ХАЛАТНОСТЬ
До сих пор остается неизвестным, кто "отравил" российскую экспортную нефть.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин заявил, что загрязнение нефти в "Дружбе" было умышленным действием, а "вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре "Самаратранснефть-терминал". По словам Демина, эта структура осуществляет прием и анализ качества нефти от малых компаний, ведущих добычу в Самарской области.
Однако глава "Самаратранснефть-терминал" Антон Томилов официально сообщил, что компания не имеет никакого отношения к загрязнению нефти в "Дружбе", поскольку является нефтеперерабатывающим предприятием, а терминал, используемый в качестве пункта учета и приемки нефти, был продал в 2017 году предприятию "Нефтеперевалка". Более того, Томилов заявил о готовности обратиться в суд с иском против "Транснефти".
Не важно, кто является владельцем терминала, через который загрязненная нефть попала в "Дружбу". "Транснефть" должна обеспечивать надлежащий контроль качества при приеме нефти, поступающей в систему магистральных трубопроводов. "Транснефть" является монопольным оператором всех магистральных трубопроводов в России и отвечает за соблюдение качества сырья, сдаваемого нефтедобывающими компаниями – не важно — крупными, средними или малыми.
Ряд экспертов высказывают другую версию попадания хлорорганики в экспортный поток. Дихлорэтан был использован для очистки емкостей и оборудования "Транснефти" от парафиновых отложений. После проведения работ промывка емкостей и оборудования должным образом проведена не была, оставшийся реагент смешался с нефтью и попал систему магистральных трубопроводов. Контроль за проведением подобных работ также должны осуществлять сотрудники "Транснефти".
Наверх