+7.06%
26.83
+1.73%
78.8122
-0.08%
87.5722
-0.08%
1.1112
+2.22%
1666.85

Нихон кэйдзай: нефтяной рынок рушится, но думать нужно не об этом

19 марта, 16:30
27
Буровая установка
18 марта стоимость американских фьючерсов на нефть упала до 22 долларов за баррель, и это самый низкий показатель за последние 18 лет. В 2002 году, 18 лет назад, Китай стал стремительно развиваться в качестве «фабрики мира». Начала ускоряться глобализация. Это означает, что мировая экономика вернулась к точке старта Китая. Сколько продлится сокращение мировой экономики, вызванное распространением нового коронавируса? Туманные перспективы привели к страху, который накрыл рынки.
Среди основной продукции котировки нефти первыми отреагировали на проблему новой инфекции. Дело в том, что распространилось мнение о негативном влиянии уменьшения людского потока на транспортную сферу, на которую приходится примерно 40% спроса на нефть. Еще в начале года на рынке были движения, связанные с сокращением спроса, однако это произошло намного быстрее предполагаемого сценария.
Основным нефтедобывающим странам было необходимо усилить меры по уменьшению добычи для поддержания баланса спроса, однако Россия отказалась делать это. Оказавшаяся в ловушке Саудовская Аравия пошла на контрмеры не только в отношении России, но и Соединенных Штатов, стремительно наращивающих производство сланцевой нефти: активное увеличение добычи и серьезное снижение цен без учета рыночной ситуации.
На американском рынке фьючерсов на нефть выросло количество фондов, делающих ставку на снижение котировок. По данным на 10 марта, сальдо продаж превысило 200 тысяч единиц (одна единица — тысяча баррелей). Это — более чем двукратное увеличение в сравнении с январем. Стоимость американских фьючерсов упала ниже отметки после финансового кризиса 2008 года (32 доллара) и даже показателя в начале 2016 года (26 долларов), к которому привело аннулирование соглашения о сокращении добычи и обвал фондового рынка Китая.
За последние 17 лет мировой спрос на нефть вырос на 20%. При котировке ниже 30 долларов есть риск, что долгосрочные поставки обеспечивать будет невозможно.
В 2003 году китайская экономика развивалась темпами, которые выражались двухзначной цифрой. В то время мировая доля ВВП Китая составляла 4%, однако сейчас она выросла до почти 20%. Китайская экономика интегрировалась в международную систему снабжения, люди стали больше путешествовать. Снижение котировок нефти до уровня 2003 года означает возврат мировой экономики к стартовой точке глобализации.
9 марта Международное энергетическое агентство (МЭА) скорректировало мировой ежедневный спрос на нефть в этом году в меньшую сторону: до 910 тысяч баррелей. Оно прогнозирует отрицательное значение спустя 11 лет. Обычно прогнозы МЭА отстают от реальных изменений. Более того, эти данные были опубликованы еще до того, как США ограничили импорт из Европы. Они не отражают влияние закрытия границ, меры, которая распространилась по принципу цепной реакции.
Правительство США порекомендовало не собираться в группы более десяти человек. Некоторые города уже обсуждают запрет на выход из дома. Предполагается, что перемещения по США также сократятся до предела. По прогнозам, резко сократится потребление не только авиационного топлива, но и автомобильного бензина и солярки. Резкое снижение цен на сырую нефть стало причиной исчезновения спроса на эти виды топлива.
Для Японии, зависящей от импорта нефти, есть свои плюсы. Благодаря снижению стоимости на сырую нефть и нефтепродукты уменьшится нагрузка на потребителей. Управление природных ресурсов и энергетики Японии 18 марта опубликовало данные на 16 марта, по которым средняя розничная цена на бензин в Японии снижается на протяжении уже восьми недель. Это — наименьший показатель с сентября прошлого года. Импортные цены на СПГ также падают. Все это отразится на стоимости электроэнергии.
Между тем очевидно, что низкая стоимость нефти отражает мировую стагнацию в области передвижения людей и реального сектора экономики. Обвал цен на нефть может привести к тому, что нефтедобывающие страны, оказавшиеся в непростой ситуации, начнут изымать нефтяные деньги. Для крупных авиакомпаний, которым дешевое топливо вроде бы выгодно, из-за серьезного сокращения рейсов может наступить управленческий кризис. Но сейчас важно не пользоваться плодами обвала нефтяных цен, а направить все силы на борьбу с новым коронавирусом.
Наверх