+1.51%
34.20
-1.41%
73.8876
-1.31%
80.2863
+0.09%
1.0866
+1.58%
1706.10

«Ребята совершили невозможное»: как российский разработчик игр Nexters за год вырос в 15 раз и почти стал «единорогом»

27 февраля, 17:10
58
Купив в конце 2018 года долю в Nexters, братья Бухманы посоветовали основателям компании сделать ставку на мобильные игры. Спустя год Nexters входит в десятку крупнейших европейских мобильных разработчиков. Компания Бухманов Playrix — номер один в этом списке
Восемь разноцветных монстров на экране смартфона убивают друг друга на фоне воздушных замков, напоминающих диснеевский. Побеждает в итоге девушка в зеленых одеждах с ветвистыми рогами, расстреливающая противников из лука. «Цель — собрать сильную команду и освободить мир игры от врагов», — комментирует происходящее на экране Андрей Фадеев, сооснователь и CEO компании Nexters Global, разработчика игры. Сегодня игра «Хроники Хаоса» приносит компании большую часть выручки. В конце 2018 года долю в Nexters купили основатели игровой компании Playrix — миллиардеры братья Бухманы. По их совету Фадеев с партнером Борисом Герцовским сделали ставку на мобильные игры. За год выручка Nexters выросла в 15 раз. По оценке Forbes, общие месячные продажи компании в январе 2020 года превысили $30 млн, а стоимость Nexters приблизилась к $1 млрд.

От простыней к стрелялкам

Андрей Фадеев и Борис Герцовский познакомились в 2010 году, задолго до появления Nexters. Герцовский тогда работал в Mail.ru Group и занимался организацией одной из панелей Russian Internet Week (RIW). «За три дня до очередного RIW меня кто-то из руководства попросил провести в его рамках панель по играм, задача была, мягко говоря, горящая. Нам удалось позвать спикеров, которые в индустрии были на слуху, и одним из таких был Андрей, уже известный своей игрой «Ресторатор», — вспоминает Герцовский.
Андрей Фадеев — выпускник Бауманки, в середине 2000-х занимался электронной коммерцией. В 2006 году начинал с торговли постельным бельем. Затем вместе с однокурсниками по Бауманке Фадеев создал еще несколько интернет-магазинов с разными товарами. «У нас было около 20 одностраничных сайтов, мы там продавали матрасы, массажные кресла, все подряд», — вспоминает Фадеев.
В 2009 году, после того как молодая социальная сеть «ВКонтакте» открыла свой API для разработчиков, Фадеев решил использовать шанс. «Мы подумали: было бы круто, если бы пользователи покупали наши товары с сайтов. Для этого надо было написать приложение для «ВКонтакте», и мы написали Wishlo, это был «Список желаний», — рассказывает предприниматель. По задумке Фадеева, пользователи должны были составлять «вишлисты» из товаров его онлайн-магазинов, а их «друзья» по социальной сети покупали бы эти товары в подарок. Приложение быстро стало успешным и за первые несколько месяцев набрало около 1 млн пользователей. «Была только одна проблема — у нас никто ничего не покупал, — вспоминает Фадеев. — Пользователей было много, а денег ноль». И он засомневался в возможностях социальной сети.
Чтобы понять, как зарабатывать в социальных сетях, Фадеев решил изучить опыт Facebook. По его словам, в то время заработать на пользователях социальной сети в Америке могли только игровые компании. «Мы внимательно изучали, как американские компании делали первые игры, — играли сами, спрашивали игроков. Это можно было делать только со стороны, потому что делиться опытом с какой-то маленькой компанией из России никто не хотел, они нам вообще не отвечали на письма», — объясняет Фадеев. Анализ показал, что на американском рынке все большую популярность приобретала модель free-to-play — это модель монетизации игр, при которой пользователь играет бесплатно, но покупает только дополнительные опции в игре, например оружие или «жизни».
К концу 2009 года Фадеев с небольшой командой программистов, которые работали с ним над интернет-магазинами, создали игру free-to-play под названием «Фабрика друзей» для «ВКонтакте». «Смысл игры был в том, чтобы покупать и продавать друзей. Это было простейшее приложение, написанное за $2000 на коленке двумя людьми», — рассказывает Фадеев. План разработчиков сработал: за полторы недели аудитория пользователей игры превысила 1,5 млн. Аудитория самой социальной сети к концу 2008 года превысила 20 млн пользователей. Об этом основатель «ВКонтакте» Павел Дуров писал в блоге в ноябре 2008 года.
Тогда разработчики решили попробовать монетизировать приложение — у пользователей появилась возможность платить за виртуальную валюту. «За 30 рублей можно было купить 1000 единиц виртуальной валюты, а на эти деньги — десять друзей», — поясняет логику Фадеев. В первый же день выручка от продажи валюты составила 600 000 рублей, это было больше, чем зарабатывали в месяц все 20 магазинов Фадеева. После этого предприниматель решил закрыть все свои интернет-магазины и за полтора года продал домены бывшим конкурентам.
В то же время Фадеев создавал студию Progrestar, которая должна была выпускать игры для социальных сетей. Стратегия Progrestar была незамысловатой: создавать как можно больше игр и приложений, а дальше смотреть, что «выстрелит». Одним из самых популярных приложений оказалось дейтинговое «ФлиртоМания» для «ВКонтакте», но конкурировать с бурно растущими тогда сервисами Mamba, LovePlanet, по словам Фадеева, было трудно. В целом же показатели выручки на играх во «ВКонтакте» уступали доходам от игр в тех же «Одноклассниках» — аудитория социальной сети была слишком молодой. К 2011 году выручка Progrestar в среднем составляла $150 000 в месяц. При этом все деньги, которые пользователи платили за участие в играх, получали компании-разработчики.
В начале 2010 года «ВКонтакте» запустила свою платежную систему («система покупки голосов»), предложив разработчикам игр принимать оплату комиссии от пользователей с ее помощью. «В какой-то момент мы подключили их платежку, и на следующий день мне пришло сообщение от Павла Валерьевича (именно так принято называть Дурова в его окружении, и он тоже всех называет по имени и отчеству): «Андрей Евгеньевич, приезжайте». И мы начали договариваться об условиях с Павлом», — вспоминает Фадеев. На встрече с Дуровым в офисе «ВКонтакте» в доме Зингера присутствовали еще представители создателя игры «Счастливый фермер» (компания i-Jet Media). С того момента около 85% выручки Progrestar (а в дальнейшем и Nexters) стало приходиться на сегмент социальных игр.

Эпоха Nexters

В ноябре 2013 года Фадеев возобновил знакомство с Борисом Герцовским, который к тому времени ушел из Mail.ru Group и стал совладельцем игровой студии Crazy Bit. «В какой-то момент друзья предложили мне инвестировать в Crazy Bit, и когда у меня появилась такая возможность, я вошел в долю», — вспоминает Герцовский.
У Фадеева с Герцовским в то время уже были одни и те же партнеры по бизнесу — частные инвесторы Акшин Джангиров и Вадим Мухаметшин. Они владели долями и в Progrestar, и в Crazy Bit. «Однажды Акшин закинул идею сделать что-то большое и мощное. Мы обсудили это с Андреем, поняли, что решение здравое, и обменялись с ним равными долями в 25%», — рассказывает Герцовский. Остальные 50% обеих компаний остались у Джангирова с Мухаметшиным. Таким образом, все четверо владели равными долями в двух компаниях, и в ноябре 2014 года партнеры решили объединить их под брендом Nexters.
До объединения активов с Андреем Фадеевым Борис Герцовский (на фото) был инвестором игровой студии Crazy Bit, которая вошла в состав Nexters . Фото: Anna Huix для Forbes
Сделать ставку решили все на те же социальные игры для Facebook и «ВКонтакте». Джангиров, по словам Фадеева, с помощью своих связей помог молодой компании получить в Facebook бесплатный фичеринг (продвижение в каталогах Facebook через подборки приложений, наиболее часто просматриваемые посетителями). Благодаря этому источнику трафика первая игра Nexters «Битва за трон» стала одной из самых популярных социальных игр в Facebook в 2014 году. «Сейчас я понимаю, что мы проделали огромную, гигантскую работу, создавая Nexters. Тогда казалось, что все это очень легко: «Хей-хей, классно!» Но, когда проходишь этот процесс, видишь, как это сложно — объединить разные команды с разным менталитетом», — рассказывает Фадеев. Тогда же, в 2014 году, партнеры решили открыть офис на Кипре, но часть разработчиков Nexters оставили в России. Компания продолжала в основном заниматься разработкой игр для социальных сетей. По словам Фадеева, с 2014 по 2018 год они с партнерами много думали о том, как развивать бизнес дальше.
В 2016 году на одном из мероприятий Фадеев познакомился с основателями компании Playrix — братьями Дмитрием и Игорем Бухманами. «Они тогда еще были значительно меньше, мы были как бы равны. За 2017–2018 годы они, конечно, взлетели в космос, на какие-то безумные вершины. И мы все на российском рынке смотрели на них снизу вверх и восхищались, куда ребята улетели», — вспоминает Фадеев. По словам сооснователя Playrix Дмитрия Бухмана, они с братом встречались с создателями Nexters на разных профессиональных мероприятиях — обменивались опытом, делились планами на жизнь. Фадеев уверяет, что тогда они еще не планировали ничего делать совместно, просто общались.

Новый поворот

Новый, 2018 год Андрей Фадеев встречал не в лучшей форме: «У меня случился экзистенциальный кризис, я не понимал, чего я хочу и куда двигаться дальше. Нужно было об этом серьезно поразмышлять». И он решить поехать на випассану, где 10 дней медитировал и думал о жизни. Фадеев уверяет, что вернулся с полным пониманием того, что хотел бы делать в ближайшие 15 лет.
Первым делом он собрал партнеров, чтобы обсудить с ними план развития Nexters. «Мы поговорили, получилось, что наши цели с планами Акшина и Вадима немного расходятся, решили подумать, как быть», — вспоминает Фадеев. Акционеры Nexters Джангиров и Мухаметшин согласились продать свои доли и сконцентрировались на развитии других проектов. Выкупить их доли предложили братья Бухманы. Сумму сделки и размер своей доли они не раскрывают. «Мы увидели, что у компании близкие нам ценности и люди, с которыми нам хотелось что-то сделать вместе», — объясняет логику покупки Дмитрий Бухман. Джангиров и Мухаметшин отказались от комментариев для этой статьи.
Фадеев уверяет, что к 2018 году у компании Nexters было устойчивое положение на рынке. Общие продажи по итогам 2018-го составили $48 млн, около 80% приходилось на российский рынок. «Мы тогда были лидирующей компанией на рынке социальных игр, но вот незадача: к 2018 году это перестало кем-либо цениться, совершенно», — вспоминает Фадеев. Выход из сложившейся ситуации предложили новые акционеры Бухманы, их компания Playrix к тому моменту занимала второе место по выручке среди мировых компаний — издателей мобильных игр. Бухманы предложили Фадееву с Герцовским сфокусироваться на играх для смартфонов, а также снизить долю российской выручки и активнее выходить на зарубежные рынки.
«У нас был разговор с Димой Бухманом, и он говорил мне: Андрей, будут сложные времена, но надо, чтобы компания переехала с социальных игр на мобильные. Непонятно, сколько времени это займет, но это необходимые условия. Дальше развиваться невозможно», — вспоминает Фадеев. Сложность перехода на мобильные игры состояла в том, что их разработка принципиально отличается от разработки социальных игр и использовать имеющиеся наработки и код было крайне затруднительно. В начале 2019-го процесс перехода стартовал. «Игорь и Дима лично с нами много работали. Не только со мной и с Андреем, но и с нашими топ-менеджерами», — вспоминает Герцовский. В итоге Фадеев с Герцовским решили закрыть несколько продуктов — игр для социальных сетей, и сосредоточить программистов на создании мобильных игр.
Партнеры рассчитывали, что переход займет несколько лет, но по итогам 2019 года почти 95% выручки Nexters принесли мобильные игры на зарубежных рынках, а сама выручка выросла почти в 15 раз. Фадеев доволен: «Теперь у нас выручка как у нормальных парней — с зарубежных рынков и от мобильных игр». Однако полностью отказываться от создания социальных игр партнеры не собираются. «Мы не очень усиленно, но будем обращать на них внимание. Конечно, мы хотели вообще все это закрыть. Но нам нужен хороший уровень диверсификации: сейчас у нас есть мобильные игры, социальные игры. И самое главное — у нас начала расти браузерная игра», — говорит Фадеев. Елизавета Жаркова, руководитель по развитию бизнеса игровой платформы «ВКонтакте», оценивает российский рынок игр в социальных сетях в $300 млн и отмечает, что он продолжает расти.

Космический взлет

Сегодня у Nexters три основных мобильных продукта, на которые приходится 95% выручки компании. Самая денежная из них — игра Hero Wars («Хроники Хаоса») — работает и в социальных сетях, и в мобильной версии. На нее приходится большая часть выручки, точную цифру Фадеев не раскрывает. По словам Жарковой из «ВКонтакте», у «Хроник Хаоса» 600 000 активных пользователей во «ВКонтакте», а всего игра установлена более чем у 4,5 млн пользователей социальной сети. «Игра стабильно возглавляет топ лучших проектов «ВКонтакте». В официальном сообществе почти 900 000 пользователей», — рассказывает Жаркова. В среднем, по оценке Фадеева, один пользователь может принести Nexters от нуля до $1500 за свою «игровую» жизнь. Всего в игры, разработанные компанией, играет сегодня около 1 млн пользователей в день. На создание одной игры уходит от $500 000 до $2 млн. Но главные затраты приходятся на маркетинг и раскрутку.
По словам Фадеева, топовые игровые компании тратят на маркетинг десятки миллионов долларов в месяц, затраты Nexters он не раскрывает, но говорит, что они приближаются к этим цифрам. Отбить вложения в маркетинг при хорошем стечении обстоятельств можно за полтора-два года. В ноябре 2019-го Nexters вошла в десятку крупнейших европейских мобильных разработчиков. Playrix братьев Бухманов занимает первую строчку в этом списке. Тогда же Hero Wars Фадеева и Герцовского стала первой в России по объему выручки, по данным аналитического портала appmagic.com.
По оценке Forbes, в 2020 году выручка Nexters может достигнуть $400 млн. Наибольшая доля выручки приходится на США, Японию, Корею, Европу и Россию. В планах выйти на высококонкурентный китайский рынок. Фадеев уверен, что здесь тоже поможет опыт новых совладельцев, братьев Бухманов.
«Ребята совершили невозможное: выросли в 15 раз всего за год!» — говорит Дмитрий Бухман. Оценивать стоимость Nexters и свою долю в ней Бухман не берется, ссылаясь на то, что пока компания не торгуется на бирже, оценка может быть только примерной. Стоимость компании можно оценить по сделкам на этом рынке. В январе 2020 года шведская игровая компания Stillfort Group купила американскую игровую студию Storm8 за $400 млн. По данным аналитической базы App Magic, на момент покупки месячная выручка Storm8 составляла $5,7 млн. Фадеев свои цифры не комментирует: «Я не могу сказать, «единороги» мы или нет. Мы никак не оцениваем компанию, нам просто нравится то, что мы делаем».
Сейчас на компанию работает около 300 разработчиков в нескольких странах. Сами основатели живут в разных странах: Фадеев в Лимасоле, а Герцовский в Барселоне. «Сначала мы боялись, как будем контролировать сотрудников. Думали: как это «удаленная работа», да они же в трусах бутерброды будут есть! А теперь видим сплошные плюсы», — говорит Фадеев.

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

1. Яндекс
1. Яндекс
Поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси
Стоимость: $14 640 млн
Руководитель: Аркадий Волож
Год основания: 2000
Сайт: yandex.ru
Прошедший год был непростым для «Яндекса». Летом 2019-го в Госдуму внесли законопроект, ограничивающий долю иностранных владельцев в значимых интернет-ресурсах. Капитализация компании на Московской бирже упала на $1,5 млрд. Менеджменту пришлось изменить структуру управления компанией, заранее согласовав ее с чиновниками и Администрацией президента. Также в прошлом году «Яндекс» купил сервис вопросов и ответов TheQuestion, сервис онлайн-бронирования ресторанов и услуг Bookform.
Следующий слайд
2. Mail.ru Group
2. Mail.ru Group
Почта, соцсети, игры, сервисы
Cтоимость: $5285 млн
Руководитель: Борис Добродеев
Год основания: 1998
Сайт: mail.ru
В 2019 году Mail.ru Group купила 60,33% образовательной платформы Skillbox и 11,7% компании «Алгоритмика», которая занимается разработкой обучающих курсов по программированию для детей. Сумму сделки стороны не раскрывают. Кроме того, совместно со Сбербанком создали платформу О2О-сервисов в сфере транспорта и еды. Также компания получила 15% в совместном предприятии с Alibaba Group, «Мегафоном» и РФПИ в сфере электронной коммерции — AliExpress Russia.
Следующий слайд
3. Avito
3. Avito
Доска объявлений
Стоимость: $3850 млн
Руководитель: Владимир Правдивый
Год основания: 2007
Сайт: avito.ru
Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России, основанный предпринимателями из Швеции Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. По данным сервиса «Яндекс Радар», ежемесячная аудитория сайта в 2019 году превысила 47 млн человек, то есть увеличилась по сравнению с 2018 годом более чем на 10 млн человек. В ноябре 2019 года на сайте было размещено 59 млн активных объявлений. Каждую секунду на сайте совершается примерно две сделки.
Следующий слайд
4. QIWI
4. QIWI
Платежные сервисы
Стоимость: $1160 млн
Руководитель: Борис Ким
Год основания: 2007
Сайт: qiwi.com
Основной владелец платежного сервиса QIWI Сергей Солонин в январе покинул пост гендиректора компании и стал председателем совета директоров, он также продал 2% акций компании за $25,7 млн. В конце 2019 года QIWI продала сеть из 2300 постаматов QIWI Box логистическому оператору PickPoint, оставив себе управление IT-платформой взаимодействия с терминалами. Также стало известно, что компания может полностью или частично продать Рокетбанк.
Следующий слайд
5. HeadHunter
5. HeadHunter
Поиск работы
Стоимость: $1150 млн
Руководитель: Михаил Жуков
Год основания: 2000
Сайт: hh.ru
HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. Весной 2019-го компания разместила свои акции на бирже NASDAQ — ее оценили в $675 млн. За два дня после IPO капитализация HeadHunter выросла на четверть, а теперь она превышает $1 млрд. Незадолго до выхода на биржу компания купила 25% сервиса по автоматизированному подбору персонала Skillaz. Сумма сделки составила 232 млн рублей. Выручка HeadHunter в 2019 году составила 7,7 млрд рублей.
Следующий слайд
6. 2GIS
6. 2GIS
Сервис геолокации
Стоимость: $320 млн
Руководитель: Александр Сысоев
Год основания: 1999
Сайт: 2gis.ru
2GIS — картографический сервис, выпускающий одноименные электронные справочники с картами городов. Его создал предприниматель из Новосибирска Александр Сысоев. Сервис работает более чем в 500 городах. Ежемесячно 2GIS пользуются 49 млн человек. В 2015 году сервис привлек $40 млн от Baring Vostok и венчурного фонда ru-Net Holdings Леонида Богуславского, им принадлежит 20% и 2,3% соответственно. Зарабатывает 2GIS на продаже рекламы компаниям, чьи магазины отмечены на картах.
Следующий слайд
7. Rambler Group
7. Rambler Group
Реклама, сервисы, онлайн-медиа
Cтоимость: $305 млн
Руководитель: Рафаэль Абрамян
Год основания: 2013
Сайт: ramblergroup.com
Группа была основана в мае 2013 года в результате слияния холдингов Александра Мамута («СУП Медиа») и Владимира Потанина («Рамблер-Афиша»). Летом 2019-го 46,5% Rambler Group купил Сбербанк, по оценкам, за 9–11 млрд рублей. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, инвестиции пошли на развитие холдинга, их небольшая часть — на погашение долга перед банком «Траст». В Rambler Group входит порядка 40 проектов, включая «Афишу», Lenta.ru, Gazeta.ru, LiveJournal и онлайн-кинотеатр Okko.
Следующий слайд
8. ivi
8. ivi
Онлайн-видео
Стоимость: $255 млн
Руководитель: Олег Туманов
Год основания: 2010
Сайт: ivi.ru
Аудитория крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi, по данным самой компании, в 2019 году составляла в среднем 48,4 млн уникальных пользователей в месяц. Компания не раскрывает структуру своих собственников. Известно, что среди акционеров, помимо Олега Туманова, есть «Интеррос», фонды Baring Vostok, ru-Net, Tiger Global и Buran Ventures, Frontier Ventures. В 2019 году миноритарием стал консорциум во главе с Российским фондом прямых инвестиций и арабским фондом Mubadala.
Следующий слайд
9. Eruditor Group
9. Eruditor Group
Онлайн-рекрутинг, онлайн-образование
Стоимость: $225 млн
Руководитель: Егор Руди
Год основания: 2006
Сайт: eruditor-group.com
Eruditor Group объединяет в Рунете известный сервис Profi.ru, а также проекты Zoon.ru (Илья Мутовин) и «Руки» (Алексей Пламаделов). Каждая из площадок предлагает более 10 000 видов услуг фрилансеров и индивидуальных предпринимателей в нескольких областях — репетиторство, ремонт, красота и здоровье, спорт — во всех крупных городах России и Казахстана. Сервисы зарабатывают на комиссии с оказанных услуг. В 2019 году через сервисы группы осуществлено около 10 млн заказов.
Следующий слайд
10. Aviasales
10. Aviasales
Путешествия
Стоимость: $180 млн
Руководитель: Макс Крайнов
Год основания: 2007
Сайт: aviasales.ru
Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой на Пхукете. В 2019 году к российскому и казахстанскому рынкам, на которых работал Aviasales, прибавились Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Белоруссия, Украина и Танзания. В 2020 году компания запустила услугу «Евротуры», с помощью которой пользователи могут найти оптимальный маршрут по нескольким городам Европы.
Следующий слайд
11. 1С-Битрикс
11. 1С-Битрикс
Сервисы
Стоимость: $135 млн
Руководитель: Сергей Рыжиков
Год основания: 2007
Сайт: 1c-bitrix.ru
«1С-Битрикс» занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Среднемесячная посещаемость ресурса, по данным самой компании, в 2019 году составила 2,7 млн человек. Среди клиентов федеральные розничные сети, банки, страховые и производственные компании, госорганизации. Компанию основали Сергей Рыжиков («Битрикс») и Борис Нуралиев («1С»). «Битрикс» и «1С» владеют компанией поровну.
Следующий слайд
12. ЛитРес
12. ЛитРес
Магазины цифровых книг
Стоимость: $130 млн
Руководитель: Сергей Анурьев
Год основания: 2005
Сайт: litres.ru
Группа компаний «ЛитРес» включает несколько сервисов для чтения электронных книг и прослушивания аудиокниг. Библиотека сервиса содержит более 1 млн наименований на русском и иностранных языках. Пока электронные книги занимают всего 11–12% от общего рынка продаж книг, но «ЛитРес» прогнозирует рост продаж в сегменте и даже думает о расширении на рынки соседних стран. «ЛитРес» купила 51% эстонской платформы по оптовой продаже электронных книг EDRK.
Следующий слайд
13. Skyeng
13. Skyeng
Онлайн-образование
Стоимость: $130 млн
Руководитель: Георгий Соловьев
Год основания: 2012
Сайт: skyeng.ru
Онлайн-школа английского языка Skyeng запустилась в 2012 году. Обучение проходит на собственной образовательной платформе Vimbox, на ней работают примерно 10 000 преподавателей и около 100 000 учащихся. В середине 2017 года компания запустила курс английского языка для детей от трех до 17 лет. А в августе 2019 года — онлайн-школу по математике для учащихся 2–11-х классов. За счет новых направлений, на развитие которых ушло около $4 млн, Skyeng надеется увеличить долю на рынке онлайн-образования.
Следующий слайд
14. TalentTech
14. TalentTech
Онлайн-образование, онлайн-рекрутинг
Стоимость: $120 млн
Руководитель: Андрей Митюков
Год основания: 2017
Сайт: talenttech.ru
Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. TalentTech развивает бизнес по трем направлениям: EdTech, HRTech и сервис для самозанятых. В группу входит 12 проектов в области образования и трудоустройства, в том числе «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Примерно 80% выручки TalentTech обеспечивает «Нетология-групп», которая специализируется на онлайн-образовании детей и взрослых.
Следующий слайд
15. CarPrice
15. CarPrice
Онлайн-аукцион
Стоимость: $115 млн
Руководитель: Денис Долматов
Год основания: 2014
Сайт: carprice.ru
Сервис по продаже подержанных автомобилей через онлайн-аукционы основала группа предпринимателей, включая Оскара Хартманна и финалиста проекта Forbes «30 до 30» Эдуарда Гуриновича. В 2015 году CarPrice привлек инвестиции от Baring Vostok, по состоянию на середину 2019 года фонды были основным акционером с долей 27,2% акций. В конце января Baring Vostok совместно с РФПИ объявили о новых инвестициях в сервис. По данным на январь 2020-го, через CarPrice продано 120 000 автомобилей.
Следующий слайд
16. Циан Групп
16. Циан Групп
Доска объявлений
Стоимость: $115 млн
Руководитель: Максим Мельников
Год основания: 2001
Сайт: cian.ru
За последние пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Ежемесячно сервис посещают свыше 12 млн человек. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. У компании два офиса и 500 сотрудников. Акционер ЦИАН — фонд «Эльбрус Капитал».
Следующий слайд
17. Superjob
17. Superjob
Поиск работы
Стоимость: $115 млн
Руководитель: Анастасия Чучалова
Год основания: 2000
Сайт: superjob.ru
Портал по поиску работы Superjob 20 лет назад запустил Алексей Захаров, владевший разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». В 2019-м сервис запустил виртуального ассистента, который помогает кандидату составить резюме и увеличить его шансы по поиску работы, по данным Superjob, на 30%. У рекрутингового портала есть собственное издание «Зарплатомер», которое ежемесячно выпускает обзор заработных плат по рынку. По разным оценкам, Superjob занимает 20–30% на рынке онлайн-рекрутинга.
Следующий слайд
18. ESforce
18. ESforce
Киберспорт, онлайн-медиа
Стоимость: $110 млн
Руководитель: Эмин Антонян
Год основания: 2015
Сайт: esforce.com
ESforce — крупнейший киберспортивный холдинг в Европе. Компания владеет студией Ruhub, чей канал по Dota 2 в прошлом году первым среди российских каналов вошел в топ-5 самых просматриваемых на стриминговой платформе Twitch. Компанию создали в 2015 году Антон Черепенников и Александр Кохановский. В начале 2018-го за $100 млн (за вычетом долга) ее выкупила Mail.ru Group. В июле 2019-го Mail объявила о передаче доли 51% в ESforce компании Modern Pick в рамках соглашения о партнерстве.
Следующий слайд
19. Дром.ру
19. Дром.ру
Доска объявлений
стоимость: $100 млн
руководитель: Алексей Фищенко
год основания: 1999
сайт: drom.ru
Один из крупнейших автомобильных интернет-порталов начинался как доска объявлений по продаже праворульных японских машин, созданная жителем Владивостока Алексеем Фищенко. Со временем сайт стал популярен в Сибири, а затем и в европейской части России. Сегодня Drom.ru совмещает форумы, новости и объявления о продаже запчастей и автомобилей и занимает 17-е место в России по трафику. В феврале 2019 года Drom.ru обвинил конкурента «Авто.ру» в копировании своих объявлений.
Следующий слайд
20. B2B-Center
20. B2B-Center
Электронные торги
Стоимость: $95 млн
Руководитель: Денис Патрунин
Год основания: 2002
Сайт: b2b-center.ru
Сервис соединяет покупателей и поставщиков по корпоративным закупкам, помогает проводить тендеры и аукционы. Среди клиентов — «Роснано», «Автоваз», «Мегафон», «Мечел». Средняя ежемесячная аудитория сайта — более 500 000 человек. За все годы работы на площадке прошло торгов суммарно более чем на 18 трлн рублей. В 2019 году с поста генерального директора компании ушел основатель Александр Бойко. Его место занял Денис Патрунин, который был его замом по правовым вопросам.
Следующий слайд
Наверх