+0.14%
65.36
+0.19%
67.8513
+0.00%
76.5770
+0.01%
1.1286
+0.03%
1202.22

Россия не нужна: что будет, когда NASA станет независимым

24 августа, 11:40
113
Американское космическое агентство представило проекты и сроки запуска пилотируемых кораблей. В 2019 году может закончиться монополия России на рынке запусков космонавтов на МКС
В 2019 году пилотируемые космические корабли Crew Dragon компании SpaceX и Starliner компании Boeing совершат свои первые полеты. После тестовых стартов их эксплуатация покончит с зависимостью NASA от «Роскосмоса» в доставке космонавтов на МКС. Станет ли это закатом сотрудничества в космосе?
Нынешнее положение США не позволяет назвать их абсолютным лидером в космосе. У страны большие успехи: в частном секторе SpaceX обеспечила низкую цену вывода на орбиту, в туристическом секторе активно готовят свои продукты компании Blue Origin и Virgin Galactic, проводятся уникальные миссии в Солнечной системе. Но астронавты на орбиту по-прежнему отправляются по контракту с «Роскосмосом», а МКС остается не американским, а международным проектом.
Тем не менее в ближайшее десятилетие все может поменяться, и космос превратится в поле не только экономического, но и идеологического противоборства, как во времена холодной войны.

За свой счет

С момента закрытия программы Space Shuttle в 2011 году сохранялась зависимость NASA от России: агентство платит около $70 млн за место на корабле «Союз». На борьбу с этой ситуацией были подряжены Boeing и SpaceX, аппараты которых, несмотря на возникающие во время их создания проблемы, уже в ближайшем времени обеспечат астронавтам доступ к орбите.
18 августа NASA сообщило, что специалисты агентства согласились с планом SpaceX по заправке корабля Crew Dragon, первый пилотируемый полет которого состоится в апреле 2019 года.
Ракету-носитель Falcon 9 заправят непосредственно перед запуском охлажденным топливом под большим давлением. Чтобы убедиться в безопасности первого полета «космического такси», NASA проведет еще ряд тестов, и, если Crew Dragon докажет безопасность, новая космическая эпоха для США может начаться именно с этим пуском.
Boeing, в свою очередь, продолжает работу над аппаратом Starliner. Компания показала фото своего корабля, который наравне с Crew Dragon станет основой пилотируемой космонавтики США.
Полет аппарата с командой на МКС состоится не раньше, чем в середине 2019 года.
Контракты с Boeing и SpaceX на разработку кораблей были заключены еще в 2014 году, но из-за технических трудностей и требований NASA к безопасности аппаратов их ввод в строй откладывался. Если в этот раз все пойдет по плану, то уже через год США могут стать в полном смысле слова самой серьезной космической силой, что позволит им не только развивать свое присутствие, но и диктовать условия другим игрокам этого сектора.

Двигатель регресса

Если цель США заключается в том, чтобы обрети полную независимость в космосе, то на пути к этой цели остаются еще два обстоятельства, связывающие NASA с Россией: отечественные двигатели РД-180 и сотрудничество по МКС.
Двигатели из РФ используются на ракете-носителе Atlas V, который применяется американцами в том числе и для запуска военных аппаратов. Перспектива того, что в один момент поставки российских двигателей прекратятся (по инициативе Конгресса или волевому решению по эту сторону океана), вынуждают США искать им замену. Это один из векторов политики NASA. О необходимости замены РД-180 говорили в Конгрессе США, превращая вопрос из экономического в политический. В результате директор NASA Джин Брайденстайн отметил, что «США усердно работают над тем, чтобы перестать быть зависимыми от РД-180».
Над двигателями, способными заменить российские, работают Blue Origin и Aerojet Rocketdyne. Пока сроки ползут «вправо», но в течение нескольких лет NASA планирует прекратить сотрудничество с «Роскосмосом» и по этому пункту.
Усугубить положение может потенциальный уход США с МКС — одна из самых громких тем космической отрасли этого года. Таким образом в NASA хотят сэкономить $3-4 млрд и переориентировать деятельность США на Луну и более дальние космические рубежи. Учитывая, что при выходе NASA из проекта МКС вряд ли сможет существовать самостоятельно, у американцев появится пространство для маневра: предложить новый проект станции или же рассмотреть варианты дальнейшей экспансии в космос. Имея собственные аппараты для запуска астронавтов и инициативу, США смогут перераспределить свое влияние на орбите, что поможет сохранить лидерство в свете растущих космических амбиций Китая и Индии.

Космос в лицах

Разрыв с Россией пока не является официальной целью агентства: Брайденстайн отмечал, что NASA открыто для сотрудничества. Но хотя партнерство с Россией технологически логично, Москва и Вашингтон рискуют не найти общий язык. Новый пакет санкций против России не затрагивает космос, и власти США напрямую подчеркивали этот аспект. Но все равно у сторон возникали противоречия: руководителю «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину вряд ли забудут давнее пожелание американцам пользоваться «батутом», сейчас стороны неспособны договориться, например, по полному запрещению оружия в космосе. Более того, в Пентагоне анонсировали создание отдельного вида космических войск — сразу вспоминается проект «Звездные войны» (точнее, Стратегическая оборонная инициатива), повлекший очередной виток холодной войны.
Возможность снять напряжение еще есть. В октябре этого года, по сообщению «Роскосмоса», на Байконуре состоится встреча Рогозина и Брайденстайна. В госкорпорации отметили, что в ходе предварительных совещаний «Роскосмоса» и NASA стороны подчеркнули заинтересованность в сотрудничестве, но в какой сфере — неизвестно. Более того, американцы не подтвердили, что встреча точно состоится.
Возможно, что это будут последние переговоры, на которых Россия может рассчитывать на партнерские отношения. Уже в ближайшие годы США, скорее всего, решат вопросы с доставкой астронавтов на орбиту и заменой российских двигателей. Тогда ее позиции значительно усилятся, и у «Роскосмоса» останется только два пути: либо согласиться на любые условия (например, на американский статус планируемой окололунной станции), либо отказаться от партнерства. NASA, обладающее полной автономией, вряд ли пойдет на существенные уступки.
Наверх