+0.48%
62.56
-0.22%
63.6628
-0.27%
70.4677
-0.05%
1.1069
-0.25%
1468.08

«Убер» на своих двоих: как рекламщик из Москвы придумал глобальный бизнес на $30 млн

18 октября, 18:30
64
Менее чем за десять лет проект Михаила Александровского «Достависта» вырос из скромного столичного стартапа в глобальный сервис срочной доставки с 11 странами присутствия, $20 млн инвестиций и амбициями завоевать заметную долю на рынке объемом $30 млрд
Новый 2012-й год Михаил Александровский встречал дома в кругу друзей. Пока кругом стояла предпраздничная суета, предприниматель из Москвы раздумывал о новом бизнесе. «Под воздействием шампанского пазл сложился», — с улыбкой вспоминает в интервью Forbes 47-летний Александровский. В ту ночь он придумал сервис срочной доставки «Достависта» — проект, который за семь лет развития вышел на показатель выручки около $2,5 млн в месяц, появился на рынках 11 стран, привлек более $20 млн инвестиций и продолжает расти бурными темпами. Forbes изучил историю Александровского и выяснил, насколько далеко простираются амбиции бизнесмена, одним из первых в России догадавшегося «уберизировать» курьерскую работу.

Серийный рекламщик

В середине 1990-х уроженец Москвы Александровский окончил Российскую экономическую школу и на волне популярности рекламного бизнеса устроился в небольшое агентство при местном офисе Samsung. Проработав наемным менеджером четыре года, в 2001-м он решил запустить собственный бизнес. Предприниматель создал рекламное агентство TotalView. Со временем ему удалось превратить фирму в заметного игрока рынка: по словам Александровского, сегодня TotalView продает рекламу более чем на 1 млрд рублей в год. Среди клиентов — «Додо Пицца», 2ГИС, Совкомбанк и еще несколько крупных компаний. Выручка ООО «РА Тотал Вью» в 2018 году составила 54,5 млн рублей, чистая прибыль — 8,7 млн, свидетельствуют данные СПАРК.
Одним бизнесом Александровский ограничиваться не хотел. «Помимо TotalView, у меня было еще два стартапа, которые я завалил», — вспоминает предприниматель. Первым неудачным опытом для него стало агентство EnterMedia, которое «занималось рекламой в компьютерных играх». «Оказалось, игры замечательно монетизируются и без рекламы», — поясняет Александровский. Второй «прогоревший» проект — агентство Mobile Direct — тоже специализировался на рекламе, но в мобильных телефонах. «Телефоны сменились смартфонами, и продажи рекламы пошли по другим каналам. Оба стартапа не взлетели, и инвестиции — в обоих случаях меньше $1 млн — сгорели», — констатирует Михаил.
К 2011 году Александровский понял, что смартфоны — это новая «золотая жила». «Стало понятно, что ими скоро будут пользоваться все. Казалось, на рынке можно придумать много разных бизнесов», — говорит предприниматель. Сам он мечтал запустить мобильную игру по мотивам любимого им в детстве симулятора Payload: телефон представлял бы собой виртуальный «грузовичок», с помощью которого пользователь должен был перевозить виртуальный же «товар» из одной точки города в другую. Это был бы «аналог Pokémon Go с уклоном в логистику», разъяснял Александровский в интервью подкасту «Рунетология».
Но разработка мобильных игр уже в то время была сложной индустрией, в которой работали лучшие и как следствие самые дорогие разработчики — без опыта шансов преуспеть было немного, признает предприниматель. Поэтому в новогоднюю ночь он решил делать «реальный» офлайн-бизнес и перевозить с помощью смартфонов не виртуальные, а физические товары.

Курьеры-охранники

Александровский вовремя распознал перспективы экономики совместного потребления: в начале 2010-х начинал бурно расти бизнес флагманов этой модели — агрегатора таксопарков Uber, сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb и сервиса срочной курьерской доставки Postmates. Если первые две компании со временем сами вышли на российский рынок, то международного аналога «уберизированной» сети курьеров в стране не появилось. Эту «лакуну» и заполнил московский предприниматель.
На запуск компании «Достависта» он потратил около 12 млн рублей из собственных накоплений. На эти деньги была собрана первая команда и профинансирован процесс разработки — им руководил проектный менеджер Юрий Вильнид, а сам Михаил подключился к операционному управлению спустя пару лет, когда убедился в жизнеспособности проекта. «Потом наши пути разошлись, но запуск «Достависты» — это его заслуга», — признает Александровский. Спустя год к команде присоединился Дмитрий Зубков, который позднее получил статус сооснователя и остается СЕО проекта.
«Достависта» — это мобильное приложение, которое предоставляет клиентам доступ к базе курьеров, готовых доставить отправление день в день. Первых курьеров компания искала в основном среди студентов. С «Доставистой» они сотрудничают по агентскому договору и могут выбирать себе свободный график, совмещая его с другими подработками. Как и в случае с таксистами в Uber, приложение выбирает курьеров, исходя из ряда критериев: близости к месту получения заказа, персонального рейтинга (фидбек оставляют до 40% заказчиков) и способности уложиться в заданный клиентом временной интервал. Исполнитель либо сам выбирает заказы, либо указывает промежуток своей смены. Во втором случае операторы сервиса сами назначают курьеру заказы и помогают оптимизировать маршрут. В случае отсутствия заказов исполнитель получает минимальную гарантированную ставку. Размер вознаграждения курьеров при полной загрузке — до 60 000 рублей в месяц, уточняет Александровский.
«Потенциал рынка настолько большой, что выходить из него не имеет смысла»
Клиент заполняет форму в приложении или на сайте и уже через 1-2 часа может отправлять заказ с курьером «Достависты». В среднем услуга стоит 600 рублей. Обычно 20% от суммы заказа в виде комиссии берет себе «Достависта», остальное — заработок курьера. Фиксированной пропорции не существует, поскольку она может варьироваться в зависимости от условий заказа — при сложном далеком маршруте курьер получает больше среднего значения, при краткосрочной поездке — меньше.
Основатель «Достависты» отмечает, что «портрет российского курьера со временем изменился»: если на старте в базе было больше молодых людей — студентов, то теперь заказы чаще исполняют «мужчины в возрасте лет 40». «У нас много людей, которые работают посменно, например охранниками сутки через трое, а в свободное время — нашими курьерами», — объясняет Александровский этот феномен.
База курьеров постоянно растет: в 2017-м на платформе было зарегистрировано 300 000 потенциальных исполнителей, в 2018-м — уже 500 000. 75% из них — пешие, 20% — работают на личных легковых автомобилях, 5% — на грузовых.

Посылка со страховкой

Оперативность срочной доставки в первую очередь ценят корпоративные клиенты — небольшие интернет-магазины и офлайновый малый бизнес, например рестораны, цветочные салоны или кондитерские. На них приходится более половины всех заказов, еще примерно треть — это доставка документов. Благодаря тому, что Александровский при запуске «Достависты» изначально ориентировался на b2b-модель, ему удалось сэкономить на маркетинговых расходах: «Мы начали закупать всю возможную контекстную рекламу, и все равно это были очень небольшие деньги».
Клиентская база определяет главных конкурентов «Достависты» — это штатные курьеры компаний-представителей малого бизнеса. «Сегодня 91% доставок делают внутренние курьеры. Потенциал рынка настолько большой, что выходить из него не имеет смысла», — рассуждает Александровский.
Его задача — убедить других предпринимателей в эффективности «внешней» доставки. Главный аргумент — скорость: модель «день в день» вместо «на следующий день» повышает лояльность клиентов и эффективность бизнеса, заверяет Михаил. «Даже большие игроки теперь перерабатывают свою структуру, чтобы доставлять быстро. Но их бизнес-процессы устроены так, что доставка возможна только на следующий день», — подчеркивает он.
Для обеспечения безопасности доставки клиенты «Достависты» могут застраховать посылку за 0,9% от ее объявленной стоимости. В этом случае, если курьер исчезнет вместе с деньгами, сервис компенсирует расходы. В противном случае ответственность несет сам заказчик. Но «Достависта» в курьерах уверена, подчеркивает Александровский. По его словам, неблагонадежные соискатели отсеиваются на стадии заполнения анкеты и телефонного интервью для приема на работу.

От «Достависты» до MrSpeedy

Спустя четыре года после запуска «Достависта» привлекла первых инвесторов. Ими стали сооснователи Profi.ru Егор Руди и Сергей Кузнецов, основатель webinar.ru Александр Альперн и основатель Joom Илья Широков. «Это были мои друзья, — рассказывает Александровский. — Я привлек их даже не ради денег, а чтобы сделать хороший совет директоров. У них была экспертиза в бизнесе». По данным Crunchbase, первые инвестиции в «Достависта» составили $800 000 — сумма была вложена в техническое развитие платформы и географическую экспансию.
По словам основателя проекта, историю «Достависты» можно поделить на два этапа: до 2016-го компания развивалась в основном в Москве и российских городах-миллионниках, а с привлечением инвестиций получила возможность запустить пилотные системы на зарубежных рынках. Всего за три года сервис появился еще в десяти странах. В Мексике и Индии «Достависта» работает под брендом WeFast, в Турции — Banabikurye, в Южной Корее — Quickers, в Бразилии — Click Entregas, в Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Малайзии и на Филиппинах — MrSpeedy. Самые «активно развивающиеся города» — Мумбаи, Куала-Лумпур, Сан-Паоло и Манила, перечисляет Александровский.
Он надеется довести долю иностранного бизнеса в обороте до 50% к 2020 году. Пока этот показатель не превышает 25%. «Мы с интересом смотрим на азиатский рынок. В Европе и США мы не представлены и пока что не планируем туда идти», — говорит Александровский. Российский бизнес, по его словам, «развивается мощными темпами и его очень сложно догнать, так как в других странах сервис запустился позже».
«У нас много людей, которые работают посменно, например охранниками сутки через трое, а в свободное время — нашими курьерами»
Масштабирование и попытки превратиться в глобальную платформу помогли Михаилу привлечь дополнительные инвестиции. В 2017-2018 годах «Достависта» в совокупности получила $4,3 млн от фондов AddVenture и Flashpoint, а также нескольких частных инвесторов. В августе 2019-го компания привлекла пока рекордный для себя раунд в $15 млн от шведского фонда Vostok New Ventures (инвестировал, к примеру, в сервис Avito). Общая сумма инвестиций в проект Александровского таким образом перевалила за $20 млн.

Игры с гигантами

Рост «Достависты» привлекает не только инвесторов, но и крупных клиентов, нуждающихся в «ускорении» доставки. Объем срочных заказов у гигантов ниже, чем у традиционных контрагентов сервиса, и тем не менее все больше компаний обращаются к курьерской базе Александровского. Среди них — сети «Детский мир», «Спортмастер» и Decathlon.
Введение услуги срочной курьерской доставки послужило драйвером роста количества покупок, сделанных в онлайн-магазине, сообщил Forbes Павел Ильичев, руководитель направления OmniCommerce & Digital Transformation в Decathlon. Представители двух других партнеров сервиса отметили, что «Достависта» делает их бизнес «ближе» к клиенту, однако констатировали, что пешие курьеры не могут доставить крупногабаритные товары, которые составляют большую часть доставок в онлайн-сегменте.
«Достависте» важно сохранять диверсифицированный пул клиентов и не гнаться за крупными заказчиками, отмечает Александровский: «Начиная сотрудничать с кем-то большим, попадаешь от него в зависимость. У него появляются особые требования, под него приходится перестраивать свою систему, выделять отдельные ресурсы, отдельных менеджеров. Это может убить весь бизнес». Крупнейший клиент «Достависты» занимает меньше чем полпроцента в обороте, гордится предприниматель.
По данным СПАРК, выручка юрлица сервиса (ООО «Портал») в 2018 году выросла по отношению к 2017-му в 1,5 раза, до 355 млн рублей, убыток — вдвое, до 41 млн. Также примерно в 1,5 раза увеличилась совокупная сумма оказанных на платформе услуг — почти до 2 млрд рублей, отмечает Александровский.
Всего за 2018 год курьеры «Достависты» выполнили 4 млн заказов. «Зная средний чек электронной коммерции в России — 3500 рублей, мы можем посчитать, что «Достависта» доставила товаров больше чем на 10 млрд рублей», — гордится основатель проекта. В 2019-м показатель заказов вырастет: если за сентябрь 2018-го у сервиса было 300 000 доставок, то за аналогичный период 2019-го — 600 000. А впереди еще сезонный всплеск спроса в преддверие Нового года.

Миллиарды последней мили

С 2019 года компания также начала более активно «окучивать» потребительский сегмент — через ее новый сервис Dostavista.Market (Superbro) можно заказать доставку продуктов и товаров на дом по фиксированной цене 99 рублей. Среди партнеров проекта — сети «Перекресток», «ВкусВилл», «Республика», «Мосигра», «Билайн» и другие. Ретейлеры платят сервису комиссию, ее размер не раскрывается.
По словам Александровского, «Достависта» ведет переговоры о сотрудничестве и с Ozon. «Недостаток логистической инфраструктуры — тот барьер, который сегодня тормозит рост e-commerce в стране. Ozon, например, растет на 70-80% год к году, но мог расти и более чем на 100%, если бы имел более развитую инфраструктуру, в том числе в регионах. Такие сервисы, как «Достависта» отчасти решают эту проблему», — объясняет интерес интернет-ретейлера директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович.
«Достависта» не единственный курьерский маркетплейс в России. В том же сегменте работают, к примеру, сервисы Bringo (с 2013 года) и «Пешкарики» (с 2015-го). Обе компании также обслуживают клиентов в столице и городах-миллионниках. Ежегодный органичный рост выручки курьерских сервисов и объема доставок составляет более 30%, в 2019-м темп сильно вырос, отмечает представитель Bringo. «Это происходит потому, что растет объем срочных доставок у действующих клиентов и увеличивается поток новых клиентов, заинтересованных в максимально срочной доставке», — объясняет собеседник Forbes.
«Зачем продавать кому-то свой бизнес с учетом такого потенциала?»
«Вряд ли подобные сервисы отнимут долю рынка у традиционных курьерских служб, — рассуждает председатель комитета по торговле «Деловой России» Алексей Федоров. — В первую очередь, у них нет возможности снабдить каждого курьера кассовым аппаратом. То есть доставляться могут только предоплаченные товары, а это всего лишь 20% от всего объема». По его мнению, развитию мешает и человеческий фактор: и для ретейлера, и для самого сервиса курьеры являются «абсолютно чужими людьми». «Такие сервисы, конечно, удешевляют и ускоряют доставку, но один потерянный товар может испортить взаимоотношения с клиентом, которые магазин или конкретный бренд выстраивали многие годы», — заключает Федоров.
Представитель Bringo возражает: по его мнению, у курьерских агрегаторов и традиционных сервисов доставки разные рынки. «Традиционные сервисы не имеют возможностей моментального масштабирования и, как правило, у них срочная доставка в лучшем случае — до 3-5 часов. Последние тренды ecommerce о влиянии скорости доставки на количество заказов говорят о том, что спрос на услуги краудсорсинговых служб будет стабильно расти в ближайшее время. Внутренние курьерские службы в свою очередь не гибкие: если бизнес у клиента сезонный, то курьеры либо без работы, либо в сезон возникает нехватка курьеров», — рассуждает конкурент «Достависты».
«Мы — оператор последней мили», — объясняет специфику сервиса Александровский. Глобальный рынок доставки «последней мили» в 2019-м, по оценке Market Study Report, составит $30,2 млрд, а к 2024-му приблизится к $47 млрд. «Зачем продавать кому-то свой бизнес с учетом такого потенциала?» — заключает основатель «Достависты». Американский Postmates, к примеру, уже готовится к IPO. Последняя оценка сервиса инвесторами — $2,4 млрд.

20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes

1. «Яндекс»
1. «Яндекс»
В 2018 году экосистема «Яндекса» пополнилась сервисами «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $3,8 млрд составила 59,3%. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3% сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды».
2. Mail.ru Group
2. Mail.ru Group
Mail.ru Group продолжает соперничество с «Яндексом» в диверсификации онлайн-бизнеса. В начале 2018 года группа купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, а в апреле запустила онлайн-сервис заказа лекарств «Все аптеки». Осенью 2018-го группа получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Ситимобил» и договорилась с китайским интернет-гигантом Alibaba создать онлайн-ретейлера AliExpress Russia.
3. Avito
3. Avito
Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России был основан шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. Сервис зарабатывал в основном на услуге по продвижению объявлений. За 2018 год число его пользователей выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц. В январе 2019 года фонд Naspers выкупил 29,1% акций компании за $1,16 млрд, доведя свою долю до 99,6%. Так сервис получил оценку в $3,85 млрд.
4. Wildberries
4. Wildberries
Основанная в начале 2000-х годов компания Wildberries начинала с продажи одежды по каталогам. Сейчас это крупнейший интернет-ретейлер, выручка которого год от года растет. Сами основатели, супруги Бакальчук, однажды признались Forbes, что никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Но по итогам 2018 года выручка их компании превысила 100 млрд рублей, а оценка капитализации — $1 млрд.
5. Ozon Group
5. Ozon Group
В марте 2018 года МТС инвестировала в онлайн-ретейлера Ozon 1,15 млрд рублей, увеличив свою долю в нем с 11,2% до 13,7%. Позже телеком-гигант нарастил долю уже до 16,66%, сумма сделки не раскрывается. Привлеченные средства Ozon вкладывает в развитие инфраструктуры и новые проекты. В 2018 году он получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал доставлять лекарства на дом.
6. HeadHunter
6. HeadHunter
HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. В 2017 году сервис объявил о планах выйти на IPO в 2018 году на бирже NASDAQ. Он рассчитывал привлечь у инвесторов $250 млн, что означало бы оценку в $500 млн. В итоге, по некоторым данным, сделка оказалась под вопросом из-за жестких санкций США, принятых в апреле 2018 года.
7. «Ситилинк»
7. «Ситилинк»
«Ситилинк» — единственный онлайн-ретейлер в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. Компания активно наращивает свое присутствие и в офлайне: за год количество ее магазинов выросло с 44 до 80. У ретейлера есть сеть из 470 пунктов выдачи и приема заказов «Ситилинк-мини». К концу 2019 года компания планирует увеличить число магазинов до 200, собственных пунктов выдачи — до 600.
8. 2ГИС
8. 2ГИС
В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал объединить карту города со справочником. Сегодня сервисом ежемесячно пользуются 45 млн человек из 370 городов в девяти странах. В 2018 году американская компания Apple включила данные 2ГИС в стандартное приложение «Карты». Помимо карт в сервисе 2ГИС также представлено около 60 бесплатных путеводителей по разным странам.
9. Lamoda
9. Lamoda
Последние несколько лет онлайн-ретейлер одежды и обуви Lamoda активно развивает b2b-направление: магазины-партнеры получили возможность использовать логистику и инфраструктуру компании. Сейчас по этой модели Lamoda сотрудничает с 20 крупными брендами. В 2019 году Lamoda планирует открыть свой первый офлайн-магазин почти на 1000 кв. м.
10. ivi
10. ivi
В 2018 году выручка крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi выросла более чем в полтора раза. Платная модель в ее структуре стала основной, окончательно обогнав рекламу. По словам основателя сервиса Олега Туманова, к 2020 году ivi может выйти на IPO на бирже NASDAQ, если удержит темпы роста. Недавно сервис стал доступным на приставках для телевизора Roku в США, Канаде и Великобритании.
11. Aviasales
11. Aviasales
Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой в Пхукете. За 2018 год его аудитория выросла с 10 млн до 12 млн уникальных пользователей в месяц. В начале 2018 года компания вышла на рынок Казахстана, где заработал сайт aviasales.kz, а в июле запустила совместно с Avito портал для поиска билетов и туров avitotravel.ru.
12. Profi.Ru
12. Profi.Ru
Идея сервиса принадлежит Сергею Кузнецову, который, будучи аспирантом МФТИ, подрабатывал репетитором и в 2006 году создал сайт для поиска заказов «Ваш репетитор». Позже к нему присоединился Егор Руди, они объединили несколько собственных проектов в один — Profi.ru. Сервис зарабатывает на комиссии с каждой оказанной услуги. В 2018 году через Profi.ru осуществлено 2,8 млн заказов.
13. ОнлайнТрейд.Ру
13. ОнлайнТрейд.Ру
Интернет-магазин «ОнлайнТрейд.ру» продает товары в 30 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и даже продукты питания. Его сеть состоит из 390 пунктов выдачи товаров в 102 городах России. Ретейлер обрабатывает более 16 000 заказов ежедневно. В 2018 году он запустил в Химках транспортно-логистический комплекс площадью 23 000 кв. м.
14. Skyeng
14. Skyeng
Онлайн-школа английского языка Skyeng стремительно развивается: за 2018 год число преподавателей, зарегистрированных на сайте, выросло с 2200 до 5440 человек, а учеников — c 19 500 до 52 500 человек. Выручка компании выросла в два раза по сравнению с 2017 годом. В январе 2018 года Skyeng привлекла финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok, по итогам сделки стартап оценен примерно в $100 млн.
15. 1С-Битрикс
15. 1С-Битрикс
Компания возникла как совместное предприятие Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С») и занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Первоначально основной доход приносила продажа лицензий веб-студиям (более 15 000), однако сейчас большую его часть обеспечивает «Битрикс24», которая разрабатывает CRM и сервис для управления бизнесом в России и по всему миру.
16. TalentTech
16. TalentTech
Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. С 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства: «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Крупнейший проект группы — «Нетология-групп», вошедший в структуру в августе 2017 года, обеспечивает около 80% годовой выручки.
17. Циан Групп
17. Циан Групп
За пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Сейчас его аудитория превышает 12 млн человек в месяц. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает подходящее предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ.
18. B2B-Center
18. B2B-Center
B2B-Center помогает крупным компаниям выбирать подрядчиков для сложных услуг и искать дорогостоящее промышленное оборудование. За 16 лет на площадке прошло более 1,1 млн торгов на 16,1 трлн рублей. В январе 2019 года B2B-Center запустил площадку B2B-Start для среднего бизнеса, принимать участие в тендерах на ней может любая зарегистрированная компания, при этом электронная подпись не требуется.
19. Superjob
19. Superjob
Портал Superjob запустил Алексей Захаров, владевший тогда разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». За 19 лет у сервиса не изменились учредители. У компании есть некоммерческое направление «Профориентация»: эксперты Superjob выступают в вузах с лекциями о том, как построить карьеру. По оценкам Forbes, Superjob занимает долю более 20% на рынке онлайн-сервисов для поиска работы.
20. YouDo
20. YouDo
Сервис YouDo объединяет заказчиков и исполнителей различных заданий: курьерские услуги и грузоперевозки, ремонт, уборка, компьютерная помощь. На сайте создано более 4 млн заданий и зарегистрировано около 1 млн исполнителей, с которых берется плата за информацию об их услугах. В 2018 году МТС купила 13,7% акций сервиса за $12 млн. Ранее в проект вложился венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.
Наверх