+0.77%
65.23
+0.28%
62.9162
+0.13%
69.9398
-0.15%
1.1116
+0.41%
1476.00

Ближний Восток задыхается от долгового бремени

15 апреля, 16:50
260
В Вашингтоне начались "весенние сессии" Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. Неприятной новостью первых заседаний, в которых принимают участие министры финансов и ведущие экономисты большинства стран мира, стал прогноз о росте экономики в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в регионе в 2019 г. составит в среднем 1,5%. Столь низкие темпы эксперты связывают с замедлением в Соединенных Штатах и Европе. В то же время внутри региона есть очаги с более высоким ростом, в первую очередь в тех странах, где проводятся реформы или закончилась война. Так, "значительное расширение" в 2019 г. ожидается в Йемене и Ираке, прогнозирует Всемирный банк.

В Египте, к примеру, восстановление туристического сектора имеет не менее важное значение для увеличения государственных доходов, чем новые налоги и сокращение субсидий. Египту удалось провести ряд болезненных, но чрезвычайно важных структурных реформ, подав, таким образом, положительный пример всем своим соседям.

В Египте в рамках программы МВФ местные цены на топливо уверенно приближаются к мировому уровню, а большинство энергетических субсидий будут отменены уже к середине 2019 г. Как итог, в Египет в текущем году ожидается самый высокий темп роста (5,5%) среди стран Ближнего Востока, утверждает Standard Chartered.

Между тем, в регионе, по мнению аналитиков, все больше прослеживается опасная тенденция - увеличение долговой нагрузки. В последние четыре года произошел всплеск выпуска суверенных облигаций и заимствований, как коммерческих, так и многосторонних.

В недавно опубликованном прогнозе Всемирного банка говорится о неотложном характере структурных реформ в странах Ближнего Востока и Северной Африки, так как регион продолжает излишне зависеть от нефтедолларов, в нем сохраняется неэффективная система субсидий на энергию и воду и неоправданно раздут государственный сектор.

Всемирный банк предлагает стратегию "резкого скачка" для инвестиций в цифровую экономику, а также повысить производительности труда, в первую очередь среди молодежи. В то же время в международной организации признают, что стремительному развитию экономики региона в среднесрочной перспективе будет мешать огромное долговое бремя.

На Ближнем Востоке растет долговая ловушка. В 2018 г. из восьми крупнейших суверенных эмитентов долга на развивающемся рынке половина из Ближнего Востока. Так, отношение госдолга Ливана к ВВП достигает 151%, а Иордании - 94%.

Однако сильная долговая зависимость не только у импортеров нефти. Как раз увеличение выпуска долговых обязательств экспортерами углеводородов из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) привело к изменению баланса суверенного долга стран с развивающейся экономикой во всем мире. Этим долгом теперь чаще торгуют, поскольку его включают в индексы пассивных облигаций. Так, например, уже в этом году суверенный долг ССАГПЗ в JPMorgan EMBI составит от 12% до 14% индекса.

Бахрейн и Оман находятся в наиболее уязвимом положении, так как не имеют золотовалютных резервов, на которые (помимо эмиссии долговых обязательств) могут рассчитывать их коллеги из ССАГПЗ для покрытия бюджетного дефицита. В настоящее время эти две страны имеют наибольшую в региональной группе задолженность: отношение госдолга Бахрейна к ВВП превышает 90%, а Омана - 58%.

Заимствование - самый простой выход в краткосрочной перспективе. В период высоких цен на нефть в 2000-х гг. некоторые экспортеры нефти из стран Персидского залива создали значительные резервы в иностранной валюте. Но даже Саудовская Аравия, с ее огромным фондом национального благосостояния и правительственными депозитами в иностранной валюте в Центральном банке, имеет высокий уровень долговой нагрузки.

Согласно расчетам HSBC при нынешнем уровне расходов и без выпуска долговых обязательств у Саудовской Аравии хватит средств на покрытие существующего и прогнозируемого бюджетного дефицита лишь на семь ближайших лет. Катар и Объединенные Арабские Эмираты имеют в резервах достаточно иностранных активов на 75 и 85 лет соответственно на покрытие дефицита бюджета.
Наверх