+0.30%
66.53
-0.38%
66.2129
-0.02%
74.9011
-0.02%
1.1312
+0.18%
1226.03

Франция и Германия заключили первые соглашения в рамках разработки комплекса истребителя 6-го поколения

7 февраля, 02:20
61
Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa
Главы военных ведомств обеих стран сообщили о начале разработки концепции комплекса "Боевой воздушной системы будущего", в их присутствии также было подписано соглашение по созданию двигателя для нового истребителя в рамках данной программы.

Министр обороны Франции Флоранс Парли и ее немецкая коллега Урсула фон дел Лейен в среду, 6 февраля, приняли участие в открытии нового завода французского производителя авиадвигателей Safran в Женвилье (пригород Парижа).

После церемонии в их присутствии главы Safran и немецкой компании MTU Aero Engines подписали меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия по разработке и обслуживанию двигателя для "истребителя нового поколения" (New generation fighter, NGF).

В рамках посещения предприятия было объявлено о присуждении властями Франции и Германии первого контракта в рамках программы "Боевой воздушной системы будущего" (Future combat air system, FCAS/SCAF, Système de combat aérien du futur).

[#SCAF-Système de Combat Aérien du Futur]
Le nouvel avion de combat polyvalent :
➡️ sera adapté aux menaces aériennes contemporaines
➡️ exploitera le potentiel de l’intelligence artificielle
➡️ aura des moyens de combat travaillant en réseau, dont des drones de différents types. pic.twitter.com/80l4Mt3OVh
— Ministère des Armées (@Defense_gouv) 6 февраля 2019 г.
Контракт на совместную разработку концепции FCAS был присужден французским корпорациям Dassault Aviation и Airbus. Как отмечается, контракт рассчитан на 2 года, в его рамках французским компаниям поручено создать основную концепцию основных элементов комплекса FCAS в виде "истребителя нового поколения", беспилотных летательных аппаратов ("удаленных носителей"), оценить операционную и техническую эффективность программы, а также оценить ее общую выполнимость. Как отмечается, комплекс "должен достичь операционной готовности к 2040 г."

Министр обороны Германии Урсула фон дел Лейен также сообщила о том, что к участию в разработке компонентов FCAS в дальнейшем также присоединится Испания – официальное заявление об этом планируется летом 2019 г.

Впервые о начале совместной разработки нового истребителя Францией и Германией стало известно в 2017 г., об этом в частности, сообщало издание Handelsblatt со ссылкой на источники в Airbus.

В ноябре 2017 г. Airbus Defense and Space делала презентацию на тему FCAS. Тогда заявлялось о том, что комплекс будет включать уже упомянутый "истребитель нового поколения", который сможет взаимодействовать с БПЛА, а также обмениваться данными с другими самолетами, самолетами ДРЛО и спутниками.

На первоначальном этапе NGF (называвшийся сначала как "New Fighter") во многом напоминал Су-57. Изменения в виде плоских сопел двигателей, а также отсутствие хвостового оперения были добавлены позднее к предполагаемому виду истребителя 6-го поколения.

Малоразмерные макеты предполагаемых элементов системы FCAS в виде NGF и БПЛА (по ряду заявлений, в беспилотном компоненте программы будут применены наработки по дронам BAE Systems Taranis и nEUROn) были представлены на ряде выставок в 2018 г.

Фото: Пресс-служба Dassault Aviation
Работы по созданию общей концепции, а также отдельных элементов истребителей 6-го поколения в настоящее время ведут США, Россия и Китай. Кроме того, как отмечал портал "Вести.Экономика", судя по данным из открытых источников, в настоящее время проводятся испытания унифицированных элементов систем ударного дрона С-70 "Охотник" и истребителя Т-50 (Су-57), а также систем управления беспилотного летательного аппарата с истребителя.

При этом несколько стран пытаются "перепрыгнуть" разработку и создание истребителей 5-го поколения и перейти сразу к 6-ому – это Великобритания с проектом Tempest, основным разработчиком которого является концерн BAE Systems, и Япония c представленной в 2010 г. концепцией с формальным названием "i3 Fighter" (pdf). Технологии для японского проекта истребителя "6-го поколения" отрабатываются на демонстраторе X-2 Shinshin (так же известном как ATD-X).

Предыдущая совместная разработка и эксплуатация нового самолета европейскими странами – истребителя 4-го поколения Eurofighter Typhoon – в одной из европейских стран закончилась скандалом. Как отмечал портал "Вести.Экономика", в 2017 г. власти Австрии начали судебное расследование в отношении французской корпорации Airbus, являвшейся одним из основных разработчиков Eurofighter'а. Министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил объявил, что в отношении консорциума Eurofighter и компании Airbus был подан в связи с обвинениями в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение – компании ввели правительство Австрии в заблуждение по поводу стоимости эксплуатации и возможностей его модернизации.

Отказ Германии от покупки американских F-35, о котором стало известно в конце января 2019 г., в пользу Boeing F/A-18 или Eurofighter'а для замены стареющего парка немецких ВВС (в том числе в виду вывода из эксплуатации истребителя Tornado) является, скорее всего, лишь временным решением.

Власти Франции и Германии в последнее время все чаще говорят о необходимости создания "общеевропейской армии", а также снижения зависимости от США в плане обеспечения обороны. Французские компании входят в число мировых лидеров по авионике (в частности, БРЛС, прицельным системам), но не являются признанными лидерами в военном сегменте самолетостроения.

Вопрос о том, насколько успешным будет запланированный Парижем и Берлином прыжок с 4-го до 6-го поколения в виде комплекса FCAS, пока остается открытым. У нового франко-германского проекта есть все шансы столкнуться с трудностями, которые уже не первый год испытывает Япония.
Наверх