+0.52%
61.93
-0.28%
63.8684
+0.39%
71.9771
+0.39%
1.1270
+1.50%
1380.11

Темп экономического роста Казахстана останется стабильным и будет находиться на уровне 3,5%

22 марта, 10:01
110
Экономическое развитие Казахстана за последние два десятилетия было весьма успешным. Достигнутые успехи в повышении благосостояния населения Казахстана во многом являются результатом успешного сочетания мер макроэкономической политики с реализацией крупномасштабных государственных программ развития, считает Алексей Кузнецов, начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития.

Алексей Кузнецов, начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития
"По итогам 2018 г. реальный ВВП страны превысил уровень 2000 г. в 3,1 раза, чему в том числе способствовал рост объемов добычи нефти, прежде всего благодаря разработке гигантского Тенгизского месторождения, и политическая стабильность в стране. Существенно улучшились социальные показатели: доля населения с доходами ниже черты бедности снизилась с максимального уровня 46,7% в 2001 г. до 2,7% в 2017 г., а ожидаемая продолжительность жизни за аналогичный период выросла с 65,8 до 73 лет.

Государственная политика направлена на постепенную диверсификацию экономики и обеспечение глобальной конкурентоспособности Казахстана. Структурное преобразование экономики преимущественно опирается на инвестиционную компоненту. Так, за последние 20 лет в страну привлечены прямые иностранные инвестиции в объеме $300 млрд. В 2014 г. стартовала реализация комплексной государственной программы "Нурлы жол", направленной на модернизацию инфраструктуры страны. В конце 2018 г. реализация ряда государственных инициатив, направленных на развитие инфраструктуры, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства были продлены на среднесрочную перспективу в целях обеспечения роста благосостояния населения страны.

Ключевую роль в успешности реализуемых государственных инфраструктурных проектов играет макроэкономическая стабильность и недопущение накопления дисбалансов в экономике.

Сбалансированная фискальная политика поддерживается созданным Национальным фондом, где с начала 2000-х аккумулируются сверхплановые доходы государства от экспорта нефти. В периоды снижения цен на нефть (в 2009 г. и в последние несколько лет) резервы Национального фонда использовались для обеспечения стабильности бюджета и стимулирования экономики. Вне кризисных периодов, фонд направляет в бюджет постоянные определяемые законом "гарантированные трансферты". По состоянию на 2018 г. активы Национального фонда составляли $58 млрд, или около 34% ВВП.

В монетарной сфере ключевым решением является смена режима денежно-кредитной политики. Национальный банк Республики Казахстан в августе 2015 г. осуществил переход от режима фиксированного обменного курса к политике таргетирования инфляции и свободному курсообразованию. Новая политика позволила Национальному банку стабилизировать инфляционные ожидания и взять под контроль динамику инфляции. По итогам 2018 г. годовая инфляция составила 5,3% при целевом ориентире 5-7% на конец года. В более отдаленной перспективе (конец 2020-го и последующие годы) Национальный банк намерен добиться сохранения инфляции на уровнях "ниже, но близко к 4%". После перехода к свободному курсообразованию (август 2015 г.) динамика обменного курса тенге складывается исходя из действия рыночных факторов. Умеренные колебания обменного курса абсорбируют внешние шоки и препятствуют накоплению дисбалансов в экономике.

В последние три года в Казахстане наблюдалось восстановление экономического роста после замедления 2014–2015 гг. По итогам 2018 г. ВВП страны увеличился на 4,1%, чему в том числе способствовал вывод на полную мощность Кашаганского месторождения в конце 2017 г. и активизация кредитования физических лиц на фоне реструктуризации банковского сектора. Инфляция в 2016–2018 гг. находилась в пределах целевого коридора, что позволило Национальному банку снизить базовую ставку с 17% в марте 2016 г. до 9,25% в марте 2019 г.

В среднесрочном периоде Евразийский банк развития ожидает сохранения текущего курса экономической политики. Согласно нашему прогнозу в 2019–2020 гг. стабилизация добычи нефти и темпов роста кредитования будет способствовать поддержанию темпов экономического роста вблизи потенциальных, оцениваемых нами около 3,5%. Поддержку экономике на прогнозном периоде также окажет реализация запланированных властями мер в области инфраструктурного развития".

Наверх