+0.56%
65.43
+0.03%
62.9573
+0.04%
71.6039
+0.04%
1.1373
-0.07%
1407.78

Влияние Ирана в рамках пакситано-индийского переговорного процесса растет

7 июня, 19:10
71
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в последнее время занят дипломатическими визитами в соседние страны. 23 мая он прибыл в Исламабад.

Это была его третья поездка в Пакистан с тех пор, как премьер-министр Имран Хан вступил в должность в августе 2018 г.

Не так много официальной информации о темах переговоров, но местные СМИ утверждают, что основное внимание стороны уделили ослаблению напряженности в регионе, а также строительству транспортного коридора между иранским портом Чабахар и пакистанским портом Гвадар.

Судьба Чабахар может также оказать ключевое влияние на уровень отношений между Ираном и Индией, главного соперника Пакистана.

Находящийся на юго-востоке страны порт был одной из основных точек формирующегося партнерства между Тегераном и Нью-Дели в последнее десятилетие. Он был также единственной территорией, которую иранское правительство готово было сдать в аренду иностранному государству.

Для Индии Чабахар - важный элемент в ее стратегических планах в Западной Азии, Афганистане и Центральной Азии. До сих пор Индии удавалось убедить администрацию Дональда Трампа освободить свое присутствие там от американских санкций. Тем не менее, Иран теперь предлагает соединить Чабахар и конкурирующий китайско-пакистанский маршрут - Гвадар и многомиллиардный китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC).

Тегеран был готов позволить Индии использовать Чабахар для того, чтобы укрепить стратегическое партнерство с растущим азиатским гигантом и подтолкнуть его к более активному участию в регионе на стороне Ирана. Ставя перед собой такие цели, Иран сильно рисковал, так как Пакистану не понравилось бы присутствие главного соперника на своей западной границе.

Однако недавние события, по всей видимости, разрушили надежды Тегерана. В мае Иран сильно удивился, когда Индия, несмотря на предыдущие заверения, прекратила импорт нефти из Исламской Республики из-за угрозы американских санкций. Некоторые наблюдатели считают, что Нью-Дели принял это решение из-за недавней парламентской избирательной кампании: премьер-министр Нарендра Моди не хотел перед выборами обострять отношения с Соединенными Штатами. Следуя этой логике, можно предположить, что Индия вскоре возобновит импорт энергоносителей из Ирана, отмечает Al-Monitor.

Однако это, скорее всего, уже не сгладит глубокое разочарование Ирана индийской стороной. Именно поэтому в Исламабаде Зариф предложил связать Чабахар и Гвадар, а также дал понять, что Иран и Китай на одной стороне в противостоянии с администрацией Трампа. Тегеран также сигнализировал Нью-Дели, что Чабахар больше не является “эксклюзивным” индийским маршрутом в Афганистан, а правительство Моди больше не являются главным партнером Исламской Республики в регионе. По мнению наблюдателей с помощью нового предложения Пакистану Иран пытается добиться нескольких целей.

"Иран больше не хочет, чтобы Чабахар воспринимался, как конкурент Гвадару и по этой причине он предлагает связать эти два проекта”,- считает эксперт китайско-иранских отношений Мохсен Шариатиния.

В этом случае Иран может восстановить доверие Пакистана, что крайне важно, учитывая напряженность в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией и усиливающуюся конфронтацию между Тегераном и Вашингтоном.

Во-вторых, это могло бы предоставить Ирану возможность использовать свой дорогостоящий газопровод в Пакистан. Иран вложил в эту нитку более $1 млрд и завершил свою часть проекта - от газового месторождения “Южный Парс” до границы с Пакистаном

В-третьих, это могло бы послать Китаю позитивный сигнал о готовности Ирана активнее участвовать в инициативе "Один пояс, один путь" (OBOR). Пекин всегда считал Тегеран чрезвычайно важной частью своего мега-проекта, но иранцы не всегда оправдывали ожидания Китая.

В-четвертых, соединяя Чабахар с Гвадаром, Иран мог бы уравновесить возрастающее влияние Саудовской Аравии в Пакистане. Ранее в этом году Эр-Рияд объявил о готовности инвестировать $10 млрд в нефтеперерабатывающие заводы в Пакистане.

Все это трудно назвать хорошей новостью для Нью-Дели. Если будет построен траспортный коридор между Чабахаром и Гвадаром, Индии придется отказаться от двух своих главных целей: уравновешивание присутствия Китая в регионе и обеспечение эксклюзивного маршрута в Афганистан и Центральную Азию в обход Пакистана.
Наверх