Экономическое состояние ряда государств базируется на экспорте нефти. Такая ситуация существует, к примеру, у Саудовской Аравии, располагающей 25% мирового запаса этого сырья. Контролирует нефтяные и газовые месторождения государственная компания Saudi Aramco. Это крупнейшая в мире нефтяная компания. Экспортные доходы страны на 90% складывают за счет нефтяного экспорта. Доля поступлений в бюджет за счет этой операции – 75%, а в ВВП – 45%. Саудовская Аравия в 2005 году поставила на мировой рынок 10,9% от всей реализуемой нефти. В 2004 году этот показатель составлял 10,4%. Основную часть нефти, экспортируемой Саудовской Аравией потребляют восточноазиатские государства (46,1%) и Соединенные Штаты Америки (18,6%).
В наиболее крупных объемах нефть экспортируется:
- Саудовской Аравией (в сутки – 9,0 миллионов баррелей);
- Россией (в сутки – 6,4 миллиона баррелей);
- Норвегией (в сутки – 2,8 миллиона баррелей);
- Ираном (в сутки – 2,72 миллиона баррелей);
- Объединенными Арабскими Эмиратами (в сутки – 2,4 миллиона баррелей);
- Кувейтом (в сутки – 2,3 миллиона баррелей);
- Венесуэлой (в сутки – 2,1 миллиона баррелей);
- Алжиром (в сутки – 1,8 миллиона баррелей);
- Мексикой (в сутки – 1,75 миллиона баррелей);
- Ливией (в сутки – 1,5 миллиона баррелей).
Согласно анализу, выполненному Международным энергетическим агентством, в сутки страны мира потребляют почти 85 миллионов баррелей. Предполагается, что в 2007 году суточное потребление составит 86,4 миллиона баррелей.
Варианты, обеспечивающие транспортировку нефти
Использование магистральных трубопроводов
Транспортировка нефти по трубопроводам является наиболее эффективным способом (кроме использования морских танкеров). Нефтепровод, диаметр которого равен 12000 миллиметрам, имеет годовую способность пропуска от 80 до 90 миллионов тонн в год. Нефть по нему движется со скоростью от 10 до 12 километров в час.
Транспортировка нефти в России по трубопроводам – это важная подотрасль, входящая в нефтяную промышленность. В настоящее время магистральные нефтепроводы являются развитой сетью, обеспечивающей транспортировку нефти в среднем на 2,3 тысячи километров. Доля перекачивания по ней общего объема превышает 95%. В этой сети представлены две группы, имеющие неравные по значению и условиям обеспечения управления: внутренние (между регионами) и дальние, обеспечивающими транзит нефти.
Грузооборот нефтяного транспорта в РФ в 2,5 раза превосходит долю железнодорожного транспорта, перевозящего нефть и нефтепродукты.
Транспортировка нефти танкерами
Транспортировать нефть водными путями выгоднее всех иных способов. Но такой вариант Россией используется в незначительной степени, поскольку это осложнено географическими особенностями. Это относится и к экспорту, и к перевозке по внутренним водным путям (реки: Лена и Амур. Не дает нужного эффекта и Северный морской путь.
Перевозка нефти железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт РФ главным образом перевозит нефть по западносибирской территории и в Поволжье. В первом случае доставка нефти осуществляется в Дальневосточный регион, на Юг Урала и в центрально азиатские страны. Уральская нефть доставляется в западные регионы страны, в терминалы Новороссийска и территории Северного Кавказа